Вокруг света 1963-01, страница 36

Вокруг света 1963-01, страница 36

тарианской пищей и вреда не причиняют. Выводятся они в средних и маленьких рейках, и «обрабатывать» эти речки не было необходимости.

Это намного облегчало работу, и все же сотрудникам отряда приходилось носиться по всему району, по тайге и рекам. Обработка Оки с моста у Зимы, обработка Ии с парома, а там — Вихоревка, за ней — Ангара у Дубининского порога. Каждый день десятки километров на неутомимом «газике» по таежным дорогам. Осмотры речек и ручьев. И — учеты. Не появились ли мошки? Какие? Откуда?.. А по вечерам опытная лаборантка сидела над микроскопом и ловко потрошила мошек иглой, по едва уловимым признакам определяя виды.

С каждым днем гнуса в районе Братска становилось все меньше. Энтомологов теперь тревож'ила... рыба. Они не боялись, что она погибнет, ведь применявшаяся концентрация ДДТ при непродолжительных и редких обработках реки безвредна и для рыбы и для людей. Но разговоры... Ползли слухи, что видели дохлую рыбу в устье Шаманки. Выяснилось, однако, что там поработали браконьеры. Потравили хлорной известью... Потом инспектору рыбнадзора принесли «уснувших» хариусов, пойманных у шиверы Маргидобль. И опять браконьеры.

Наконец по очередному сигналу приехали из Иркутска ихтиологи. Отловили несколько стерлядей, ельцов, язей и перед обработкой опустили их в садке в Ангару. Никакого влияния эмульсии на рыб не обнаружили. Тогда решили действовать наверняка: бросили рыб в ведро, где концентрация ДДТ была в двадцать раз выше той, что применялась в реке. Рыбы невозмутимо плавали в течение часа. Убедившись, что гибнуть они не намерены, ихтиологи составили акт и повезли рыб в Иркутск для дальнейших исследований...

ПШ111Ш111Ш111!1!1!1111ШШ1Ш1Ш 11Ш

В0КРУ1®ВШ

Дорогие товарищи! g

В 1963 году фотоконкурс журнала Щ

«Вокруг света» продолжается. 1

Принимаются работы на темы: Щ

романтика наших дней; g

изучение и преобразование природы; g

новая география нашей страны; 1

многообразие природы; Ц

страны мира; Ц

туризм и альпинизм; g

охота с фотоаппаратом. g

Просьба присылать отпечатки на глян- щ

певой бумаге размером 9 X 12, 13X18» Ш

18X24. |

Лучшие 6 работ будут премированы щ

годовой подпиской на журнал «Вокруг gt

света» за 1964 год. Е=

Присланные фотоотпечатки не возвра- Щ

щаются. К

Жюри конкурса g

Глубокий рейд по тылам противника вел к победе. В конце августа даже скептики убедились, что мошек в этом году больше не будет.

Помню, как к Митрофанову подошел пожилой строитель. Один из тех, кто раньше сомневался в успехе.

— Ну что, Михеич, навсегда кончили с мошкой?.. За комара теперь возьметесь?..

— Вы уж очень быстрый, — улыбаясь, ответил Митрофанов. — Только начали кончать. Еще сезона два придется поработать, а уже тогда лет десять можно жить спокойно. А за комара возьмемся. С ним-то проще — ведь справились в свое время с малярийным.

ЧИСТОЕ НЕБО НАД БРАТСКОМ

За плотиной — Братское море. Оно крутит турбины, каждая из которых может заменить крупную электростанцию. На своей шершавой спине оно носит видавшие виды ангарские пароходы и пахнущие брусникой сосновые плоты. Есть и еще одно «доброе дело» у моря; о нем и не подозревали, когда строили гидростанщ ю. Братское море — мертвая зона для мошек. Их потомство может развива гься лишь в бурной реке, где вода богата кислородом и пищей.

Но море — лишь союзник. Лишив моч>рк благоприятных условий для развития, оно позволило сократить число обработок, но не исключило их...

Когда думаешь об успехе в битве с гнусом, достигнутом на Ангаре, невольно задаешься вопросами: почему это произошло только в минувшем году, а не раньше? И почему именно в Братске?

Много можно привести ответов на первый вопрос; тут и малая изученность биологии мошек, и недостаточная разработанность методов и средств борьбы. Но главная причина, пожалуй, заключается в том, что уничтожению тех насекомых, которые «просто кусаются» (а не распространяют при этом заразные болезни, например малярию), долго не придавали большого значения. И только лет десять назад борьба с гнусом стала разворачиваться. Но для победы потребовались годы.

А Братск, как место решительного нападения на гнуса, был выбран не случайно. Десятки тысяч строителей пришли на берега Ангары. До того в одном районе тайги не собиралось столько людей. И ущерб, причиняемый гнусом, стал здесь настолько ощутим, что терпеть его дальше стало невозможно.

И хорошо, что победа эта была одержана в Братске. Место это известное, видное. Об успешной борьбе с гнусом узнают все, особенно в Сибири и особенно те, от кого развитие этой борьбы зависит.

Минувшим летом здесь только и говорили о том, что исчезли мошки. И больше всех удивлялись старожилы и братчане, возвратившиеся из отпуска.

Вечерами длинные цепочки ягодников и грибников в рубашках с короткими рукавами тянулись в тайгу, а по воскресеньям строители спешили на берег моря купаться, загорать, ловить рыбу.

Победа, одержанная над гнусом, на первый взгляд может показаться скромной и маловажной в этом краю героики и невиданного размаха. Но только на первый взгляд То, что сегодня в Сибири не только вырастают гиганты энергетики и металлургии, но и идет борьба с гнусом, глубоко символично: Сибирь быстро и надежно обживается. И тот, кто строит новую Сибирь, по достоинству оценит вклад ученых-энтомологов в сибирскую семилетку.

--

Ученые установили, что гнуса отпугивает не только определенный запах, но и цвет.

Фото С. ЕЛАХОВСКОГО

32