Вокруг света 1966-12, страница 19в ногах Максима Конфессора и Иоанна Дама-скина и в окружении грузинских литер, гласящих: «Написавшему это Шота — да простит господь». Угрюмолики Максим и Иоанн. Это один из них догматически комментировал книги Петра Ивера, свободная мысль которого передавалась в Грузии от шестого века к дням Шота. Мрачный догматик — и Руставели на коленях у его сандалий... Но так ли? Что может повергнуть великого поэта, стихи которого, рожденные для народа, уже проникли в народную плоть и кровь? ...Солнце Месхетии стоит в зените. Мир после дождя полон свежести и блеска. Древняя дпрога уходит в Кахетию. Древние дороги прорезают всю Грузию. И на каждой из них, в каждом городе, в каждом селении, в каждом сердце — приходит миг — звучит слово Шота. Древние и новые дороги уходят на север, на юг, на восток и запад. Слово Шота летит над ними сверкающей стрелой. Летит ко всем. Он, увидевший со своей вершины огромный мир, входит в него, как витязь, песнопевец, мудрец. А. ШАЛАЕВ, наш спец. корр. С этюдником ПО СВЕТУ За последние лет десять путевой очерк о зарубежных странах, репортаж с разных экзотических дорог стал видным и привычным жанром нашей публицистики. Но никогда не пропадет интерес к хорошей, умной книжке, автор которой — будь он писатель или художник — не только что-то увидел, но сумел осмыслить увиденное, обобщить, сопоставить, прочувствовать. И чаще всего те из писателей и художников добиваются успеха, которые дни своего путешествия помножили на годы подготовки к нему. Разумеется, я имею в виду не чтение туристских проспектов. Нет, творческий опыт, своеобразие манеры, целенаправленный и острый взгляд, позволяющий не разбрасываться, найти, увидеть, выхватить из массы впечатлений свою, главную тему. Именно таким продолжением творческой биографии и в то же время совсем новым этапом в ней была поездка художника Н. Долгорукова на теплоходе «Эстония» к берегам Европы и Африки. Впечатления от этой поездки художник выразил в серии графических работ, собранных в книге «По странам двух континентов», выпущенной в 1966 году издательством «Советский художник». 2 «Вокруг света» № 12 В этой книге Н. Долгоруков выступает и как журналист-комментатор, но главное здесь, конечно, рисунки Н. Долгоруков известен прежде всего как мастер политической карикатуры и плакатист. В плаванье он впервые столкнулся, как он сам пишет, «со своими моделями, с натурщиками моих карикатур». Это не значит, что он стал рисовать на улицах Стамбула или Танжера шаржи, но опыт мастера политической сатиры не прошел даром. Его рисунки все время остаются путевыми зарисовками, причем очень точными, и в то же время выходят за рамки путевых зарисовок. В самом деле, разве не звучит социальным обобщением рисунок: молодой африканец стоит возле площадки, куда свезли статуи бывших губернаторов бывшей колонии, — воистину свалка истории... Но путевые работы Н. Долгорукова отличаются не только яркой социальной окраской, в них проявилось и еще одно, пожалуй, новое для художника качество. Когда он обращается к трудовому люду, в особенности к тем, кто строит сейчас новую Африку, в его рисунках появляются теплые, лирические ноты, как правило сопровождаемые доброжела тельным юмором. И по-новому начинает звучать характерный для художника контрастный, подчеркнуто штриховой рисунок. Такие работы, как «В школу» (две африканские девушки с книгами на голове), «Волга» на берегу океана», «На улице Дакара», «Да здравствует независимость!», представляются мне лучшими в книге. Сами названия рисунков говорят об их смысловой направленности, о том, что и5с создавал советский художник, художник-ин-тернационалист. Мы еще плохо знаем новую Африку, хотя с каждым годом расширяется круг наших сведений, увеличивается число книг, статей, исследований об этой древней, но возрождающейся части света. Представления о «Черном континенте» как о земле экзотической уступают место более глубоким представлениям об африканских мародах, об их труде, борьбе, взглядах, идеалах. В развитии этого важнейшего процесса сближения людей, взаимопонимания народов очень существенная роль принадлежит искусству. Рисунки Н. Долгорукова могут служить хорошим примером такого искусства. В. РЕВИЧ
|