Вокруг света 1968-02, страница 74

Вокруг света 1968-02, страница 74

оздно вечером 8 августа 1939 года гаупт-штурмфюрер СС Альфред Науёкс, тайный агент для особо секретных поручений при ведомстве имперской безопасности, был вызван в главный штаб СС в Берлине. Об этом четырехэтажном особняке на Принц-Альбертштрас-се, 8 в те времена говорили лишь шепотом, опасливо озираясь. Кроме гауптштурмфюрера, приглашения получили шеф гестапо Генрих Мюллер и начальник уголовной полиции Артур Нёбе. Принять их должен был сам Рейнгард Гейдрих, второй после Гиммлера человек в аппарате государственной тайной полиции.

По улице Гамбурга идет человек. Мелкий коммерсант, ничем не примечательный — еловом, рядовой, каких сотни на этой улице. Соседи по новому дому считают его милым и добродушным человеком, ну просто идеал соседа. Ему 53 года. Недавно женился и теперь души не чает з маленькой дочурке. Если бы человека заставили заполнить анкету, он со спокойной совестью написал бы: «да», «да», «нет», «нет»; к суду не привлекался. Словом, заурядный бюргер. Заурядна и фамилия — Науёкс, ничего не говорит.

Однако британский историк Гарольд Рейтлингер совсем недавно написал, что «мемуары этого человека были бы очень полезны для историков».

И вот эти мемуары написаны. Они начинаются прямо-таки «наполеоновской» фразой: «Я человек, который начал вторую мировую войну. Двадцать пять лет назад я руководил операцией, давшей Гитлеру повод для нападения на Польшу».

Г. К А ЛЬ

Над дверью вспыхивает зеленая лампочка, все трое проходят в кабинет. Гейдрих сразу приступает к делу:

— Господа! Я только что от фюрера. Дело, о котором мы будем говорить, носит крайне деликатный характер. Поэтому я просил бы отнестись к нему как к заданию высшей секретности.

Для вошедших эта «высшая степень» — дело житейское. Поэтому Гейдрих переходит к сути:

— Нападение на Польшу намечено на конец августа. Наша задача — представить поляков нападающей стороной. На польской границе должно произойти такое, чтобы даже самый трусливый немец решил, что дальше так продолжаться не может...

Больше двух часов длилось совещание. В самом конце Гейдрих сказал:

— Вы, Науёкс. возьмете на себя техническое руководство операцией против радиостанции в Глей-вице. Мне кажется, было бы неплохо передать в эфир подстрекательское выступление на польском языке. Пусть мир послушает.

Через два дня пара черных «фольксвагенов» высадила у глейвицкой гостиницы семь человек» Вечером, подавая, как обычно, в полицию справку о приезжих, швейцар написал: «Ничем не примечательны. Средние бюргеры».

Приезжие были непритязательными клиентами. Они не получали писем, не занимали телефонных кабин, вели себя скромно, по вечерам не выходили из своих комнат. Днем все время отсутствовали: Hay-

72

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Агенты гестапо

Близкие к этой страницы