Вокруг света 1969-01, страница 27тер жанра, Вермеер вдруг «открылся» два века спустя после смерти малоизвестной стороной: в 1937 году в Монте-Карло было выставлено для продажи его большое полотно «Христос среди учеников в Эммаусе». Вермееро-веды во всем мире ахнули от восхищения; реставратор Режи Карте подтвердил, что и холст и краски, несомненно, относятся к XVII веку. Ну, в частности, краски явно растерты вручную, что датировало работу до 1830 года, времени появления машин-краско-терок, плетение холста — пере-хлестное, типично голландское и т. д. Роттердамский музей купил картину за 540 тысяч гульденов. Репродукция ее появилась на открытках, этикетках, спичечных коробках, школьных календарях. Затем раз за разом, уже в Голландии, появилось еще несколько «вермееров», ранее не числившихся в каталогах. Причем все были написаны на библейские сюжеты. Художник Хан ван Мееге-рен, открывший потаенного Вер-меера, охотно рассказывал, что полотна до этого находились в Италии, в одной обедневшей аристократической семье, вынужденной ныне расстаться со своим фамильным собранием. Музейной публике предстали великолепные холсты — «Тайная вечеря», «Омовение тела господня». После оккупации Гитлером Голландии один пронырливый немец-спекулянт купил вермееровское полотно «Христос и блудница», которое перепродал затем за 1650 гульденов в коллекцию Герингу. Известно, как пышно расцвел черный рынок в порабощенной Европе. Доверенные лица высокопоставленных «меценатов» — Геринга, Розенберга, Штрейхера и К0 беззастенчиво грабили европейские музеи, скупали за оккупационные марки шедевры, являющиеся достоянием человечества. Естественно, что при подобном разбое подделок расплодилось без счета. Но вернемся к Вермееру. Вернее, к Хану ван Меегерену. Продажа им полотна великого голландца была квалифицирована после войны как факт сотрудничества с врагом, и ему грозил суд. Вызванный в прокуратуру, пожилой художник с достоинством заявил, что нисколько не виновен в расхищении национального достояния, потому что всех до единого «открытых» им «веермее-ров» он изготовил сам! Никто, ни один человек не поверил ему — ни искусствоведы, ни поклонники чародея из Дельфт, ни прокуратура. Что оставалось ван Меегерену? Только одно: сделать очередного «вермеера» на глазах строгой комиссии. И вот за неполных три недели мастер создает великолепное полотно на тему «Христос, проповедующий во храме». А затем и рентгеновское исследование предыдущих работ показало, что под рисунками ван Меегерена видны картины малоизвестных современников великого фламандца. В судебном заседании Хан ван Меегерен рассказал о процедуре создания «шедевра»: он действительно находил холст XVII века — это была либо картина безвестного мастера, либо старинные заготовки; он сам готовил краски, разыскивал редкие рецепты. Дома у него была целая коллекция мебели, посуды, образцов одежды и оружия эпохи Яна ван дер Ме-ера. Обвинение в коллаборационизме было снято. На вопрос, что заставило его заниматься подобным ремеслом, художник ответил, что это он делал от обиды на современников, не обращавших внимание на его собственные композиции. Однако он признал, что малопочтенное занятие принесло ему меньше чем за десятилетие почти 8 миллионов гульденов. Суд потребовал, чтобы он вернул эти деньги, и Хану ван Меегерену пришлось объявить себя банкротом. В результате десятимесячного процесса присяжные признали его виновным в мошенничестве. Суд огласил приговор: год тюрьмы. Однако через три месяца он умер. Как писал директор нью-йоркского музея Бернард Райе, ван Меегерен был последним в своем роде «синтетическим артистом», сочетавшим в одном лице талантливого живописца, ученого, искусствоведа, мастера. «Нынешние фальсификаторы, — продолжал он, — не хотят, да и не могут, наверное, пускаться на такие труды». Страх перед подделывателями — профессиональное заболевание музейных специалистов. Однако этим не исчерпываются опасности, подстерегающие хранителей шедевров. Но это уже тема следующего разговора. ЧЕЛОВЕК ДЫШИТ... ВИТАМИНАМИ в саду или лесу. Это доказывают недавние исследования известного советского биолога академика Н. Г. Холодковского. Как определил ученый, в каждом кубическом метре «садового» или «лесного» воздуха вместе с фитонцидами (вещества, выделяемые растительными организмами для защиты от микробов) содержится и несколько милиграммов... витаминов. НАХОДКА... — ГОРОД. По свидетельству Ипатьевской летописи за 1115 год, на правом берегу Днепра, защищая с юга подступы к Киеву, стоял большой русский город Иван, укрепленный двойной линией земляных валов и рвов. Совсем недавно экспедиция Института археологии АН УССР открыла близ Канева остатки этого города. Археологи обнаружили около тридцати древних жилищ, орудия труда — косы, серпы, топоры, пилы, — изделия из кости и рогов оленя... И почти все раскопанные жилища сохранили следы большого пожара. По мнению ученых, город Иван после длительной осады был дотла сожжен в 1224 году ордами хана Батыя. ЮПИТЕР ОКРУЖЕН КОЛЬЦОМ? Такое предположение выдвинул недавно известный советский астроном, профессор Киевского государственного университета С. К. Всехсвятский. ...Еще в 1961 году астрономы отметили в экваториальной части Юпитера неожиданное появление загадочной темной полосы. Позже не раз наблюдались «потемнения» различных областей планеты — например, в 1964 году, когда вдруг потускнело яркое и отчетливое прежде знаменитое Красное Пятно. Профессор С. К. Всехсвятский объясняет это выбросом большого количества газа и частиц вулканического пепла далеко за пределы атмосферного слоя планеты. Эти легкие частицы, согласно предположению ученого, образовали вокруг Юпитера широкое кольцо, наподобие знаменитого кольца Сатурна, и именно его видели в 1961 году астрономы, наблюдавшие загадочную темную полосу... (По страницам советской и зарубежной печати) загадки пиши шиш
|