Вокруг света 1969-06, страница 67лизованные расправы на публике, экстатическое служение культу обожествленного Мао Цзэ-дуна, массированная, ежеминутная идеологическая обработка — все это превращает молодых китайцев, особенно студентов, в людей с неустойчивой психикой. Для иностранца, тщательно, на каждом шагу «опекаемого» сопровождающими, внутренняя борьба в стране была невидимой, как если бы он оставался у себя дома. Об этой борьбе австралиец мог только догадываться. Ему не от кого было узнать о ней — переводчики из распропроверенных маоистов не интересовались ничем, кроме безудержной рекламы маоизма, вступать же в общение с другими китайцами ему было запрещено. Стоило покинуть опоясанный высокими стенами студенческий городок, как за «беглецом» устраивалась погоня и его с торжеством возвращали в надежную изоляцию. Маоизму страшен любой свежий человек, не подготовленный должным образом к восприятию догм Мао. Заключительным аккордом поездки австралийских студентов в Китай Мао не случайно стала демонстрация вооруженной силы: армия — вот главный козырь нового порядка. Армия используется для вооруженных провокаций на советских границах, армия подавляет недовольство и насаждает милые сердцу «великого кормчего» казарменные порядки внутри страны. Именно военные следят за хоровым исполнением изречений Мао до и после работы на заводах и в учреждениях. Они делят рабочих на взводы, роты, батальоны, а поделив, выстраивают их на заводском дворе. «Открыть цитатник! — командует армейский инструктор. — Сегодня страница номер...» Автор побывал в Китае в 1968 году. С тех пор в стране усугубилась хозяйственная разруха, еще острее стала ощущаться нехватка продовольствия, угля, тканей, предметов первейшей необходимости. Армия и вновь созданные под начальством генералов «ревкомы» стали единовластно распоряжаться на местах. «Высочайший указ Мао», который он изрек в декабре 1968 года, коснулся и многих хунвэйбинов: всех, кто имеет дипломы хотя бы средней школы, не говоря уже о студентах, надлежит, согласно этому указу, выслать в деревню и обратить в крестьян, запретив при этом всякую интеллектуальную деятельность. Все та же армия, по сообщениям иностранной печати, уже выслала из городов более 20 миллионов молодых людей, не останавливаясь перед применением оружия против сопротивляющихся. Недовольство городского населения, недовольство сосланной молодежи, недовольство репрессированной в первые годы «культурной революции» китайской интеллигенции, недовольство партийных кадров КПК, возмущение рабочего класса и крестьянства ухудшением условий жизни и труда — все это такие же реальные факты жизни Китая, как и барабанная пропаганда. Маоистская верхушка не знает покоя и прибегает к антисоветской шовинистической истерии, пограничным провокациям против СССР. Но китайский народ уже устал от подлой и надрывной демагогии: нет ни рвения, ни энтузиазма в показных антисоветских демонстрациях, на которые армия выгоняет миллионы мирных людей. Режим Мао Цзэ-дуна неспособен решить насущные вопросы развития, которые стоят перед гигантской страной. Кризис затянулся уже на четвертый год. А. СНИГИРЦЕВ ДЭВИД ДЖЕНКИНС СЯ посетил Китай совсем недавно в составе груп-я • пы из 57 человек — студентов из Австралии и Новой Зеландии. Страна, которую нам Довелось посетить, наэлектризована до крайности, до нереальности; герметически отгородившись от остального мира, она рвется, словно плуг через залежь, вперед, к славному и светлому маоистскому раю. Мы пробыли в Китае двадцать пять дней — и так и не смогли преодолеть потрясение от того культурного упадка, который переживает эта великая нация. Нынешний Китай — это страна уникальная, совершенно непохожая ни на какое другое место в мире. Я встречался с китайцами почти во всех странах Юго-Восточной Азии и, естественно, ожидал, что китайцы в Китае хоть чем-то похожи на своих сородичей, живущих в других частях света и сохранивших традиции и культуру древней родины. Ничуть не бывало. Свое первое впечатление от Китая мы получили, когда шагали через крытый деревянный мост, соединяющий Китай с Гонконгом. Оглушающая маршевая музыка неслась из репродукторов, установ ленных на крыше большого белого здания таможни, со стен которого угрожающе рвались нам навстречу гигантские «революционные богатыри». Лозунги на стенах таможни кричали: «Долой американский империализм!», «Долой советский неоревизионизм!» Солдаты в помятых топорщившихся гимнастерках провожали нас безразличным взглядом, пока мы волокли через таможню свои чемоданы. В комнате ожидания нас встретили приветливо. Раздали чай в больших оловянных кружках, бесплатные сигареты, а в это время таможенники рылись в наших вещах, пытаясь разыскать там оружие или наркотики. Когда мы уже рассовывали по карманам сигареты и спички, украшенные фирменным знаком «Двойное счастье», в зал, танцуя и что-то распевая, величественно вплыло несколько «революционных таможенников». Ни дать ни взять — ревю тридцатых годов. Спев и протанцевав, «революционные таможенники» торжественно вручили нам значки с изображением Мао и по экземпляру драгоценной «Красной книжечки». Потом персонал таможни исполнил «Алеет Восток» и предложил нам повернуться к гигантскому портрету Мао на центральной стене здания и пожелать ему «долгих, долгих лет жизни». б «Вокруг света» Ws 6 65
|