Вокруг света 1975-01, страница 43далеко просматривающиеся ущелья и темные зазубрины скал на фоне бездонно-синего неба... Селение Гвелети — это всего четыре дома с плоскими крышами. Оно стоит на гребне горы, с вершины которой открываются долины на все стороны света. И все четыре долины замыкаются снежными вершинами. На противоположных склонах видны такие же крохотные селения — одно, второе, третье... Их разделяют пропасти ущелий, а по прямой — рукой достать, можно перекликаться. Единственный мужчина, которого мы нашли в Гвелети, собирал камни со своего поля. По просьбе Габриэля хозяин показал нам древний хевсурский дом. Теперь в нем уже не жили, но тут осталось все, как было раньше. Старые дома в Хевсуретии были как бы трехэтажными. Наверху, в чорхо, находилась летняя спальня, здесь же хранилась различная утварь — ковры, глиняная и медная посуда, плетеные корзины с ячменем. В среднем этаже, в центре помещения, горел очаг, а вокруг него размещались каменные или деревянные сиденья. — Куда же дым выходил? — спросил я Габриэля, не обнаружив никаких труб. Габриэль молча показал на дыру в верхней части стены. Через эту же дыру в помещение проникал свет. В нижней части дома держали скотину и хранили навоз. Навоз представлял большую ценность: земля здесь не очень-то плодородна. В северной Хевсуретии каждое жилище одновременно служило и крепостью. Из таких домов-крепостей состоит, например, селение Шатили. Дома там прилепились друг к другу на громадной высоте. Это делало их недоступными для врагов, позволяло выдерживать любую осаду. Сделаны они были из камня, и поджечь их было невозможно. — Послушай, Габриэль, — сказал я, — мне кажется, ваши новые дома не совсем то, что нужно для хевсура, занимающегося хозяйством. Эти квадратные двухэтажные дома на высоких ножках и с широкой лестницей хороши для мингрелов, абхазцев или аджарцев, разводящих в долинах виноград. Но годятся ли они для горца? — Правильно, правильно, — кивает головой Габриэль. — В Гудани делают хевсурский дом. Настоящий хевсурский дом! Квиткири! Этот дом мы увидели. Архитекторы Грузии задались целью построить настоящий хевсурский дом, но со всеми современными удобствами. И вот такой пока экспериментальный дом почти построен. Вместе с газом и электричеством в нем есть помещение для скота, сеновал, кладовые... Учесть все потребности хевсурской семьи непросто, для этого, наверное, надо вырасти здесь, в горах. Насколько дом удался, покажет время. ТАЛАВАРИ Больше всего нам повезло в селении Верхнее Барисахо, где мы познакомились с хевсурской одеждой. В одном из домов шла генеральная стирка. Синяя домотканая одежда, раскрашенная вышивками из красного и желтого шелка, висела повсюду. На плетне горели в солнечном свете красно-сине-желтые носки, с балкона свисали расшитые черкески — чохи с кармашками для газырей. Чохи, как и хевсурские рубахи, висели на продетых в рукава прямых палках, что подчеокива-ло их несколько непривычный покрой: рукав у них пришит под прямым углом. В давние времена таким покроем пользовались народы Передней Азии. Рубашку и чоху типа хевсурских носили еще халдеи, хеты, ассирийцы и вавилоняне. Дочка хозяйки, светловолосая девочка лет десяти-двенадцати, держа на коленях ярко расшитую рубашку — садиацо, пришивала к ней монеты, среди которых попадались и серебряные монеты с двуглавым орлом. В лице дейоч-ки не было ничего хевсурского; при других обстоятельствах ее вполне можно было бы принять за московскую школьницу. Монеты вскоре были пришиты, и мы попросили девочку надеть свою рубаху. Я ее сфотографировал, и хозяйка предложила надеть такую же рубаху моей жене. А вскоре, весело смеясь, она вместе с девочкой стала обряжать и меня. Габриэль давал пояснения. — Наша полная одежда тала-вари называется. Талавари — это все: ботинки, ноговицы, рубашка, шаровары, чоха, шапка- Длинная, чуть выше колен, рубашка из очень толстой и плотной домотканой шерсти была щедро расшита крестиком. Красным и желтым шелком по синему фону были расписаны грудь, спина, воротник, обшлага рубахи. И не только шелком, но и мелким бисером. У рубахи ворот сзади высокий, доходцт чуть ли не до затылка, а спереди, с правой стороны, — глубокий застегивающийся вырез. Грузинский ученый-оружейник К. К. Чолокашвили утверждает, что такая застежка связана с «обычаем ношения под рубашкой с левой стороны тайного нагрудного щита (убис пари)». Есть у хевсурской рубахи еще одна интересная особенность — рукава иод мышками не сшиты. Руки легко поднимаются. В Грузии такой покрой распространялся и на кольчуги. Одна из легенд рассказывает, что враги царя Вах-танга Горгасали использовали эту особенность покроя грузинской одежды и послали отравленную стрелу в его правую подмышку. — На хевсурской рубашке есть крест, — говорит Габриэль. — Обязательно! Этого нельзя не заметить. Я говорю теперь уже не о технике вышивки, а об орнаменте, традиционном орнаменте, появившемся здесь еще на заре христианства. Вся хевсурская одежда расшита крестами. Кресты на груди, на рукавах, на спине. По ним легко было отличить хевсура. — Когда хевсурские ребята поехали в Тбилиси поступать в институт, они надевали эти рубашки. Я сам надевал такую рубашку, и меня принимали в сельхозинститут. Только теперь уже не принимают, — и Габриэль обнажает ровные белые зубы. — Самый хороший одежда! Одежда действительно хороша. Проста, легка, тепла, гигиенична. Легко стирается в холодной воде и долго живет. Женская садиацо шьется до пят, но поясом поднимается до икр. Воротник рубахи у девушек и молодых женщин до рождения ребенка застегивается наглухо. Своеобразная эмблема чести. Поверх надевается летний кафтан — кокло или папанаки. Они тоже темно-синие и тоже с крестами. На ногах у хевсурок высокие носки, на голове синий платок — мандили. Ну и, конечно, у всех женщин одежда украшена монетами, дополнена серебряными ожерельями, браслетами и кольцами. ПАРИ, ХМАЛИ — Об оружии все знает гу-данский хевис-бери Гадуа Чин-чараули, — сказал Габриэль. — А где он? — В Гудани. 41
|