Вокруг света 1989-01, страница 42

Вокруг света 1989-01, страница 42

дитским промыслом, а всю жизнь аккуратно делал карьеру в руководящей прослойке Ямагути-гуми — ни дать ни взять терпеливый клерк в фирме или в государственном учреждении.

Однако в 1984 году вдова Таоки отстранила Ямамото от власти, назначив на этот пост Масахису Таке-наку. Взбешенный Ямамото объявил перед телевизионными камерами, что после сорока лет честной и преданной службы в Ямагути-гуми он имел право стать наследником Таоки, получить звание «Крестного отца». Отколовшись от Ямагути-гуми, Ямамото создал собственную банду под названием «Итивакай». Первый иероглиф «ити», что значит «единица», он взял из имени Кадзуо Таоки \ демонстрируя этим верность прежнему главе клана; «ва» — значит «гармония», «кай» — общество. Таким образом, название новой банды це^ реводилось как «Общество единой гармонии». В день своего основания «Итивакай» насчитывала всего 18 че* ловек, сейчас — более пяти тысяч. Все эти люди перетекли сюда из Ямагути-гуми, в которой оставалось чуть более 8 тысяч человек. Однако положение главы «Итивакая» не устраивало Ямамото, который хотел вновь занять почетное и прибыльное место руководителя всего Ямагути-гуми, которое занимал теперь Масахиса Такенака.

Он родился в 1933 году. С юных лет Такенака приобщился к миру мафии. И в 1951 году попал в колонию для несовершеннолетних за типично гангстерское преступление — шантаж и запугивание. Здесь он познакомился с членами Ямагути-гуми и вступил в эту банду. В 1960 году он сформировал внутри Ямагути-гуми собственную- фракцию, которая стала в ней самой мощной.

Вскоре между Итивакаем и Ямагути-гуми началась война за самый прибыльный участок деятельности Ямагути-гуми — торговлю наркотиками, которая находилась пока в ведении Такенаки. Обстановка накалялась. Банды обменивались ультиматумами. Все эти послания были написаны каллиграфическим старинным почерком на дорогой рисовой бумаге — тонкой, прозрачной и шелестящей. В них были до последней иероглифической закорючки соблюдены все сложные правила вежливости, принятые в японской официальной переписке. В это время в каждой банде проходили собрания и съезды, и все они имели точное функциональное обозначение — очередной, внеочередной, чрезвычайный. В начинавшуюся войну между Ямагути-гуми и Итивакаем было вовлечено около двенадцати

1 Японские иероглифы имеют два прочтения: японское и китайское, считающееся более высоким по стилю. Поэтому не следует удивляться, что, на наш взгляд, в имени Кадзуо Таока нет ничего похожего на «ити»», японцы понимают сразу.

тысяч гангстеров. Главное полицейское управление Японии не осталось в стороне — созвало в Осаке общенациональное совещание по борьбе с мафией.

Зимой 1985 года в Итивакае начала действовать специальная боевая группа, целью которой было убийство лидера Ямагути-гуми. Она изучила его каждодневный распорядок и точно знала время, когда Такенака посещал в больнице вдову своего предшественника Кадзуо Таоки.

Вдова в скромном коричневом кимоно, приличествующем и возрасту, и ее болезни, ждала Такенаку, сидя на диване. Отдельная палата радовала глаз белизной, в ней не было никаких украшений. И лишь просторные размеры позволяли догадываться о ее цене. Все стены палаты были сделаны из стекла, чтобы больная всегда была щ виду у врачей, даже у тех, кто случайно проходит мимо. Но сейчас стекла были тщательно закрыты белыми льняными занавесками. Когда Такенака вошел, вдова сделала вид, что хочет подняться с дивана, но сестра, сидевшая рядом, удержала ее. Через минуту визит, был закончен. Такенака встал, и тотчас один из охранников подошел к стоящему в палате белому холодильнику и положил на цол около него подарок — красиво упакоэанную коробку фруктов. Сквозь ее прозрачную крышку виднелись апельсины, папайя, клубника, нежно-зеленые дыни — самые дорогие фрукты. Подойдя к двери и поклонившись, на этот раз несколько ниже, Такенака ушел. Вдова проводила его поклоном.

Выйдя из больницы, Такенака отпустил свиту, а сам, оставшись лишь с наиболее приближенными охранниками, сел в юркую белую «тойоту» и поехал на другой конец города. Там, в одном из дорогих многоквартирных домов европейского типа, жила его новая любовница. Когда машина плавно затормозила у высокого кирпичного здания, охранник, прежде чем выйти, внимательно осмотрел улицу и, не обнаружив ничего подозрительного, открыл дверцу, вышел, а затем распахнул дверь перед Таке-накой. Тот, не торопясь, поднялся с сиденья и с достоинством сделал первый шаг...

И тут раздалась автоматная очередь. Так закончилась жизнь четвертого главы клана Ямагути-гуми, чей период правления был самым кратким.

Обязанности главы Ямагути-гуми стал исполнять Итио Наканиси. Он немолод — родился в 1922 году и почти всю жизнь связан с Ямагути, но так и не удостоился пока получить титул «Наканиси-пятый». Его чин звучит весьма уничижительно: «Наканиси, исполняющий обязанности четвертого». В Ямагути-гуми входит 427 мелких и крупных банд, обосновавшихся в тридцати семи префектурах страны.

Окончание следует

САМОБЕГЛЫЕ КОЛЯСКИ

Велосипедный бум охватил сегодня многие развитые страны. И это объяснимо: люди стремятся к здоровому образу жизни, борются с гиподинамией, заботятся о чистоте воздуха и сбережении природных ресурсов. Привлекательной разновидностью велотранспорта стал веломобиль, который в отличие от классического велосипеда имеет три или четыре колеса, удобные сиденья со спинками и легкий кузов или тент для защиты от непогоды. Веломобиль может быть одно-, двух- и многоместным, способен перевозить до двухсот килограммов груза. Он удачно совмещает простоту, экономичность и «экологичность» велосипеда с комфортом автомобиля. Благодаря устойчивости и удобствам веломобилем могут пользоваться люди всех возрастов и самой различной физической подготовки — для повседневных поездок в городах и сельской местности, для активного отдыха.

Любопытно, что сегодняшние веломобили — это хорошо забытые и, казалось бы, канувшие в вечность «самокатки», история которых насчитывает много столетий.

В 308 году до нашей эры греческий механик Деметриос Фалернский сконструировал и построил самоходный экипаж со ступальным колесом. Это был один из первых управляемых мус-кулоходов, упоминаемых в исторических источниках. Вновь описание экипажей с мускульным приводом встречается лишь в хрониках XV века. В 1420 году доктор философии и медицины Джованни да Фонтана из Венеции спроектировал четырехколесный экипаж с кузовом и креслом, приводимый в движение при помощи системы блоков и барабанного механизма.

Мускулоходы строили Альбрехт Дюрер и Исаак Ньютон. В 1752 году в Петербурге двухместную «самобеглую коляску» демонстрировал Сенату дворовый крестьянин Леонтий Шамшурен-ков. В 1791 году Иван Кулибин осуществил проект своей знаменитой трехколесной «самокатки» с маховичным накопителем энергии: ее действующая модель выставлена ныне в Политехническом музее.

Однако при плачевном состоянии дорог Европы вплоть до начала XIX века экипажи с мускульным приводом, часто сделанные с большим мастерством и по внешнему виду не уступавшие роскошным каретам, не могли иметь какого-либо практического значения и служили лишь для развлечения королей и вельмож.

40