97. Екатерина II, страница 9Екатерина IIБолее важными для нее после бракосочетания стали два последних пункта ее программы. Екатерина как бывшая прусская подданная долгое время оставалась под подозрением у канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рю-мина: ей не дозволялось самостоятельно писать письма на родину, разрешалось лишь подписывать сочиненные от ее имени тексты. Не случайно, что Екатерина с первых дней пребывания в России стремилась заручиться доверием Елизаветы и ее двора. Она сразу же принялась активно осваивать русский язык и вскоре овладела им куда лучше своего супруга. Уже в 1744 году 15-летняя девочка, будучи при смерти, отказалась от услуг лютеранского священника и попросила вместо этого пригласить Симона Тодорского, обучавшего ее основам православия. Такого рода точно рассчитанные шаги обеспечивали ей сочувствие со стороны многих русских придворных. Ее супруг о таких «мелочах» не задумывался, а потому его при дворе Елизаветы не любили. Взаимная неверность Екатерина II задним числом утверждала, что из-за физиологических особенностей супруга она несколько лет оставалась девственницей и тем самым чуть ли не вынуждена была ему изменять. На самом деле великая княгиня бесстрашно это делала уже через год после замужества. Трудно сказать, кто из супругов пошел по этому скользкому пути первым, но Екатерина, бесспорно, в этом гораздо более преуспела. Если Петр Федорович, не считая нескольких недолгих связей, имел лишь одну пассию Елизавету Романовну Воронцову, то список супружеских измен Екатерины Алексеевны был гораздо более внушителен. При жизни супруга она имела трех детей, из которых лишь первенец Павел, родившийся 20 сентября 1754 года, возможно, являлся сыном Петра Федоровича. Прожившая немногим больше года Анна (1757) и Алексей Бобринский (1762) появились на свет от Станислава По-нятовского и Григория Орлова. Супруг такого рода подвигами похвастать не мог, но по восшествии на престол вполне был способен использовать неверность жены для того, чтобы, к примеру, отправить ее в монастырь... Великая княгиня Екатерина Алексеевна, портреты работы Пьетро Ротари, относящиеся к 1758—1761 годам. МНОГОЛИКАЯ ЕКАТЕРИНА До нас дошло множество портретов Екатерины II. Русские царедворцы и чиновники считали своим долгом обзавестись портретом императрицы, и это породило огромное число копий, которые делали многочисленные неизвестные художники, обладавшие разным уровнем таланта и квалификации. Особое место среди екатерининской «картинной галереи» занимают портреты молодой Екатерины Алексеевны. Насколько разной предстает на них эта женщина! И это неспроста: она с мла дых ногтей освоила искусство притворства и прекрасно умела производить на нужных ей людей нужное впечатление. Пожалуй, единственное, что не могут скрыть все эти портреты, — так это ее властолюбие. Впрочем, в будущем, став императрицей, Екатерина II исправила этот свой недостаток: она заставляла допущенных к ней художников изображать не то, что они видят перед собой, а то, что должно служить живым олицетворением самодержавия.
|