Юный Натуралист 1973-07, страница 31

Юный Натуралист 1973-07, страница 31

Результаты же пока еще невелики: муха цеце летает и уносит тысячи человеческих жизней.

— Капитан Мюнхгаузен! Вы отлично вели корабль, и мы вне опасности.

— О да, Паганель! Вы можете совершенно спокойно заняться своими сушеными жуками.

— Простите, Мюнхгаузен, это не совсем точное определение. Видите ли, экземпляры, о которых вы говорите, — это энтомофаги — интереснейшие насекомые, имеющие чрезвычайно важное хозяйственное значение.

—■ Вы не убедили меня, милейший Паганель, употребив такое непонятное слово.

— Вам нужны доказательства? Пожалуйста. Энтомофаг красотел уничтожает за лето 200—300 гусениц непарного шелкопряда. Что, не убедил? Извольте еще: жужелица за один прием съедает вредных насекомых, вес которых составляет 75 процентов веса самой хищницы.

— Паганель! В таком случае поздравляю вас, вы сделали открытие!

— Ничуть не бывало, мой друг! Я просто прочитал хорошую, интересную книгу. И буду весьма рад, если ее прочитают Почемучки.

— Назовите же книгу.

-— «Малый атлас энтомофагов». Ее написали П. А. Положенцев и В. Ф. Козлов. Выпустило ее издательство «Лесная промышленность» в 1971 году.

А теперь послушаем, что расскажет нам Георгий Афанасьевич Головань.

Первое знакомство

Второй год нахожусь на Кубе. За это время был обследован не один коралловый риф, было много радостных встреч с необыкновенными обитателями тропического моря.

...Первое знакомство с подводным миром тропиков запомнилось мне надолго. Это произошло в районе пляжа Наути-ко в Гаване на третий день прибытия на остров. Осмотревшись, мы выбрали уединенное место. Сначала нам при

шлось добираться к нему через кустарник, затем балансировать на острых, как лезвия, выступах каменистого берега, известных под названием «Собачьих клыков». В тот момент мы и не подозревали, что самые тяжкие испытания ожидают нас впереди.

Надев снаряжение, начали погружение. В тот день было значительное волнение, и пена прибоя скрывала дно. 'Не успели забраться достаточно глубоко в воду, как набежавшей волной нас бросило прямо... на морских ежей. Ежи не замедлили даже сквозь плотные ласты впиться в ноги. Выбравшись на берег, мы увидели, что руки и ноги исколоты черными иглами, обломки которых глубоко вонзились в кожу и вызывали жгучую боль. Представьте, что вы прокололи руку пером с фиолетовыми чернилами, которые проникли глубоко в ранку и оставили темные следы. Теперь добавьте к этому боль от укола и от ядовитых веществ, проникших в ранку вместе с кончиком иглы ежа, и вы составите представление о нашем самочувствии.

Снова забираемся в воду. Нырнув, мы увидели, что каменистое дно усеяно ежами. Они сидели в ямках, выставив длинные иглы. Особенно много было ежей диадема антиллярум. Подплыв поближе, я начал водить рукой перед ними. Иглы угрожающе зашевелились, приготовились к защите.

Морские ежи издавна были любимым объектом исследований биологов. Находясь в пещерке, ежи чувствуют себя в полной безопасности, им почти не страшны враги. За этот покой они поплатились своею свободою. Ежи постоянно находятся в норках и не могут оттуда выйти. Конечно, есть и такие, которые ведут свободный образ жизни.

Считают, что первоначально маленький еж поселяется в первом попавшем-