Юный Натуралист 1974-01, страница 35

Юный Натуралист 1974-01, страница 35

35

Добровольные пленники

Ох и нудная это работа — после длительного плавания чистить днище теплохода от ракушек и морской травы. Столько их здесь поселилось, что плыть мешают. Приходится за собой «ракушечно-водорос-левую бороду» таскать. А вес ее немалый, хотя сама по себе одна ракушка несколько граммов весит. А все вместе — тонны. Чуть ли не в шесть раз снижают они скорость современных теплоходов, танкеров, лесовозов.

Словом, суда надо чистить.

Чистят днища, чистят борты ниже ватерлинии. Но как только выйдут в море, все начинается сначала. Будто морским обитателям на морском дне места не хватает.

В табели о рангах организмов обрастания первое место принадлежит бактериям. Они способны жить и выживать в самых невероятных условиях. Бактерии первыми «пристраиваются» на днищах. Они образуют пленки, слизистые скопления, удивительно быстро растущие на подводной части судов. И прикрепляются настолько прочно, что их не сможет смыть даже сильный поток воды. Эта «бактериальная» почва служит основой для других организмов. А таких «добровольных пленников» в морях и океанах насчитывается почти 2 тысячи. Среди них и морской желудь, или балянус — один из самых злостных об-растателей. Морской желудь и путешественник и домосед. Кстати, его ближайшие родственники — раки и крабы. Тело взрослого балянуса заключено в известковый конический домик, состоящий из сросшихся пластинок. Сверху домик прикрыт настоящей крышечкой. Известно около 700 видов усоногих ракообразных. В водах,

омывающих берега СССР, найдено их около пятидесяти видов. В Черном море встречается пять видов. Один из них, балянус импровизус, распространен в Черном, Азовском и Балтийском морях.

Оторвать морской желудь от судна очень трудно. Недаром этот завзятый путешественник расселился по всему свету. Раковинка морского желудя остается прикрепленной к днищу корабля даже после гибели хозяина домика. На одном квадратном метре балянусы образуют биомассу в 5—12 килограммов. Попробуй потаскай такой груз в многомесячном плавании.

Как же защищают свои суда моряки?

С помощью химии и физики. Так называемые необрастаемые краски содержат ядовитые для личинок вещества. Пока это самое массовое оружие в борьбе с усо-ногими ракообразными. Суда покрывают такими красками, которые содержат стойкие яды. Ведь со временем морская вода разрушает краски, и личинки вновь оседают на днище. Сейчас на советских судах применяется несколько видов необрастае-Мых красок. Это как бы своеобразное оружие «ближнего боя». Однако существует уже и оружие «дальнего боя» — физические методы защиты корпуса судна от обрастания.

На черноморском теплоходе «Хирург Вишневский» и нескольких других судах есть специальная ультразвуковая установка. Она создает в обшивке корпуса слабые высокочастотные колебания и отпугивает морских скитальцев. Ее авторы сотрудники Одесского института инженеров морского флота.

«Хирург Вишневский» плавает без постановки в док вот уже несколько лет, и за это время скорость его упала незначительно. Ультразвук приобрел еще одну Профессию!

Р. Короткий

Крыса... в упряжке

Однажды под землей проложили трубу для кабеля длиной в 32 метра. Вдруг оказалось, что забыли протянуть в трубе проволоку, которой тащат этот кабель. Пробовали протолкнуть ее сжатым воздухом — не вышло.

Тогда обратились за помощью в лабораторию по борьбе с вредителями, рабочие попросили выделить мышь. Они хотели привязать куее хвосту веревку и пустить по трубе.

Однако специалисты определили, что одной мыши тащить веревку не по силам. Требовалось штук шесть, но труба

была не очень толстой, и все мыши в нее не пролезли бы.

Выход из положения нашел один технический служащий. У него дома жила ручная крыса Яков. Для Якова изготовили «упряжку». К ней прицепили веревку. Сначала Яков испугался черного зияющего отверстия, но быстро «овладел собой». Прошло полтора часа ожидания — и вот Яков показался на другом конце трубы!

^ ^ ^ ^ ^ ^