Юный Натуралист 1974-02, страница 11

Юный Натуралист 1974-02, страница 11

10

Велико было удивление сотрудников советской антарктической внутриконтинен тальной станции «Восток», когда однажды в небе появилась большая темная птица. Она летела с севера, выглядела очень усталой, часто садилась на снег, поджимая лапы. Птица была голодна и быстро уничтожила банку мясных консервов, предложенную полярниками. Однако близко к себе никого не подпускала. Это был большой антарктический поморник, обычно гнездящийся на побережье. Два дня привлекал он к себе внимание сотрудников станции, а затем исчез столь же внезапно, как и появился.

Поморник — прекрасный летун, его гнездовья зачастую бывают удалены на 200— 300 километров от побережья. Но даже для него полет в тысячу двести километров от побережья до станции «Восток» совершенно необычен. И в то же время — не исключение. В 1911 году Р. Амундсен и его товарищи во время своего беспримерного похода к Южному полюсу видели поморника, летящего в южном направлении в 700 километрах от ближайшего берега. Очевидно, эти птицы иногда совершают почти трансантарктические перелеты, хотя причины, их вызывающие, пока неясны.

Известно, что пингвин — нелетающая птица, да и на суше передвигается не так уж стремительно. Но и эти увальни не избежали пристрастия к путешествиям.

Несколько лет назад американская экспедиция обнаружила следы пингвина Адели в центральной части Западной Антарктиды, в горах Элсуэрта, за 400 километров от побережья моря Амундсена. Оставленная им цепочка следов указывала путь. Казалось, будто пингвин-путешественник стремился пересечь материк от моря Амундсена до моря Уэделла. А ведь именно в этом направлении идет скрытая подо льдом долина, лежащая между двумя морями. Возможно, некогда, в более благоприятных климатических условиях, здесь проходила пингвинья тропа, по которой далекие прапрадедушки нашего аделийца разгуливали по континенту от берега до берега. Не сохранилась ли в мозгу их потомка крохотная частичка информации о том благодатном времени?

Об одном из таких пингвинов-землепроходцев пишет известный полярный геолог П. С. Вор онов: «В один из солнечных дней февраля 1959 года на Земле Королевы Мод, у подножия горного массива Вольтат, увязая в сугробах свежевыпавшего снега, я направлялся в очередной геологический маршрут. И вдруг на снежной целине мой путь пересекла длинная борозда, окаймленная по бокам отчетливо выраженными следами от ударов ластов. Столь характерные следы не оставляли сомнения, что совсем недавно здесь по рыхлому снегу прополз

на брюхе пингвин. Это не было бы удивительным, если не принимать во внимание, что горный барьер Земли Королевы Мод удален на 130 километров от берега, а пингвины населяют только узкую береговую полосу».

По сравнению с пингвинами Адели императорские пингвины настоящие тихоходы, и тем не менее во время санно-гусеничного похода со станции «Лазарев» в глубь континента мы встретили одного из любителей дальних прогулок в 50 километрах от берега. «Император» важно следовал, все дальше уходя от побережья.

Что побудило одиноких странников отправиться в столь рискованное путешествие? Одной из возможных причин, считают ученые, может быть внезапная потеря ориентации, вызванная физиологическими нарушениями функций организма или магнитными бурями. Так ли это? Ведь в пользу великолепной способности пингвинов к ориентации имеется много неоспоримых доказательств.

Американский ученый-биолог Ричард Пени в течение нескольких лет изучал поведение пингвинов Адели. Он проводил эксперименты на австралийской научной станции Уилкс. В декабре 1959 года из гнездовий колонии, расположенной близ станции Уилкс, взяли пять окольцованных пингвинов, доставили их на американскую станцию Мак-Мердо и выпустили. В начале ноября 1960 года вернулись на старые гнезда два пингвина с разницей во времени в двое суток. А несколько позже появился и третий. Это позволило сделать вывод, что пингвины совершали путешествие порознь и прошли вдоль берега около 4 тысяч километров. Средняя скорость их передвижения составила 15 километров в час.

В январе 1966 года в южной части острова Фулмар советские биологи увидели пингвина, на ласте которого красовалось кольцо, укрепленное Вашингтонским бюро кольцевания. Послали запрос. Доктор Ричард Пени ответил, что пингвин, найденный советскими учеными, вместе с сорока своими сородичами был пойман на острове Фулмар американскими биологами в июле 1964 года и перевезен на шельфовый ледник Росса, окольцован и выпущен на свободу, чтобы выявить навигационные способности этих животных. Советские ученые обнаружили странника во время выкармливания птенца. Поэтому появление пингвинов в родной колонии можно отнести к началу ноября 1965 года. А это означает, что расстояние свыше 4500 километров вдоль кромки ледяного припая от места кольцевания до своего «дома» он преодолел всего лишь за 11-—12 месяцев, проходя в среднем по 13 километров в сутки.

Возникает вопрос: каким образом пингвины ориентируются на местности, как они узнают, в каком направлении следует им идти?

Сотрудники Висконсинского университета проделали еще один эксперимент с пингвинами Адели на мысе Крозье в Западной Антарктиде. Привезенных оттуда двадцать пингвинов выпускали в трех различных пунктах: в центре шельфового ледника Росса, на плато Земли Виктории и на плато Земли Мэри Берд. Их передвижения изучали с помощью высокоточных геодезических методов на протяжении 3—4 километров. Оказалось, все пингвины придерживались прямого направления, выбирали путь, шедший параллельно меридиану мыса Крозье, с которого они были вывезены. Птицы находили путь, даже когда шли на расстоянии более чем за тысячу километров от берега. Если солнце было скрыто за облаками, пингвины ориентировались хуже. Значит, солнце необходимо пингвинам при прокладке курса. И не только солнце. Очевидно, пингвины учитывали и вращение Земли, иначе они двигались бы по кривой линии. Американские ученые пришли к выводу, что в организме пингвина имеются «физиологические часы», позволяющие ему выбрать единственно правильное направление.

Итак, навигационным способностям пингвинов остается лишь позавидовать. Но интересны и другие факты.

Молодой тюлененок, оставшийся без матери, был обнаружен сотрудниками станции «Молодежная» в девяти километрах от берега. Пытались прогнать его домой, но он упорно продолжал свой путь. Даже после того, как его доставили к месту лежки тюленей, он снова направился на юг.

12 декабря 1966 года с вертолета на Земле Мэри Берд экипаж заметил тюленя в 150 километрах от берега. Пришлось сесть на лед. После ожесточенной схватки четырем человекам с трудом удалось поймать животное. Им оказался молодой трехмесячный тюлень-крабоед. Его переправили на американскую научную базу, накормили рыбой, снова по воздуху перевезли на станцию Мак-Мердо и выпустили на лед. Следует учесть, что тюлень передвигается медленнее пингвина, и преодолеть расстояние более сотни километров по суше для него настоящий подвиг.

Останки отощавших, обессиленных тюленей не раз находили в глубине материка. Так, проводя геологические исследования в южной части Земли Виктории, американские ученые обнаружили в сухих долинах

(Окончание см. на стр. 34)

2*