Юный Натуралист 1975-07, страница 27

Юный Натуралист 1975-07, страница 27

25

вого хода, тщательно утрамбовывает то место, где находилось его отверстие. Делает он это, семеня ногами и одновременно поворачиваясь вокруг оси.

В результате получается «розетка следов», которой не увидишь у летних нор — простых временных и сложных постоянных. У сложных нор начальный ход тоже забивается землей, а кроме хода постоянного пользования, есть запасные и еще один — аварийный. От гнездовой камеры он ведет не к поверхности земли, а в противоположном направлении. Если враг проник в нору и все пути к отступлению отрезаны, тушканчик бросается сюда и лихорадочно зарывается в глубину, обрушивая после себя штольню. Выбраться на поверхность, когда минует опасность, для зверька, зарывающегося со скоростью 15 сантиметров в минуту, отнюдь не проблема. Не проблема и новую сложную нору построить — за ночь и утро в один прием. А можно и не спешить с постройкой, особенно с той, где предстоит зимовать. Сюда тушканчик переселяется из летней норы, где жил до сих пор, только когда приспеет пора. Зарывает вход изнутри и на мягкой перине из сена впадает в зимнее оцепенение — сон.

Видит ли он сны? Неизвестно. Но, уж во всяком случае, нашему тушканчику не снится, что после земляного зайца делит он вместе с тарбаганчиком и малым тушканчиком второе место по размерам ареала, то есть области обитания. Ареал золотого призера вписывается примерно в треугольник Киев — Новосибирск — Ташкент, а нашего серебряного — в треугольник поменьше: Ростов — Семипалатинск — Ашхабад плюс еще Ногайские степи на северо-западе Каспия (земляной заяц там тоже есть). В этих степях период размножения мохноногого тушканчика всего 2—2,5 месяца, в Волго-Уральских песках — уже 4,5—5, а в Кы-зылкуме — до 9 месяцев в году. Поэтому-то здесь и появляются в грызуньих норах трижды за год от двух до пяти детенышей, в то время как в остальных местах их обычно не больше пяти. Все эти сведения очень важны: тушканчики могут быть носителями возбудителей опасных заболеваний, особенно чумы; зверьки служат пищей для многих хищников, а своей деятельностью оказывают большое воздействие на почву и ее растительный покров.

Сейчас насчитывают около 26 видов тушканчиков — жителей глинистых, щебенистых н песчаных пустынь и полупустынь Евразии и Северной Африки. 18 видов обитают в СССР. Еще совсем недавно о жизни двуножек было известно совсем мало. Даже толком не знали, сколько их. Посудите сами. Тушканчика Северцева нашли в 1925 году. Проходит два года, и описывается тушканчик Лихтенштейна, еще через три —

тушканчик Бобринского. В 1949 году обнаружили туркменского тушканчика. В 1958-м открыт тушканчик Виноградова, а в 1969 году — тушканчик Гептнера. Вполне возможно, будут еще новые открытия. Ведь живут грызуны в малонаселенных и безлюдных местах, куда зачастую трудно добраться (например, районы Центральной Азии), ведут скрытый, ночной образ жизни, а некоторые из них такие крошечные, что запросто умещаются в столовой ложке.

Это карликовые тушканчики. Пятипалый карлик среди них, пожалуй, самый удивительный. С латыни его название так и переводится: сердцеголовый удивительный. Череп грызуна точь-в-точь сердечко. На это обратил внимание еще в 1902 году русский ученый К. А. Сатунин, давая тушканчику такое имя, когда впервые описывал зверька. В 1961 году советские зоологи обнаружили грызунов-крошек на территории нашей Родины — в Тувинской АССР, а в 1970 году в Северном Прибалхашье.

Сердцевидные вздутия на черепе карлика — это барабанные камеры, или непомерно разросшиеся слуховые костные пузыри. К ним снаружи крепятся уши. Они у мини-тушканчика миниатюрные и свернуты трубочками. Но самое удивительное, что барабанные камеры вместе с ушами могут двигаться в разные стороны. Как недавно выяснилось, костные пузыри служат резонаторами звука, особенно вибраций, передаваемых через землю. И если, например, у длинноухих тушканчиков (живут они к востоку от южного Тибета) слух обострился за счет огромных ушей, то у пятипалых карликов, жителей суровой пустыни Гоби, где температура даже летом в ночное время не превышает 5—10 градусов тепла, усиление слуховой чувствительности пошло по пути роста барабанных камер. А все из-за малых размеров тела, при которых длинные уши иметь невыгодно: очень много тепла они бы излучали.

Чистая шерсть для экономии тепла также немаловажное дело. Вот почему более тридцати раз за ночь чистит зверек свою шубку. В перерывах уминает семена растений и насекомых, на ощупь находя пищу усами — вибриссами такой же длины, что и туловище. В поисках зерен умеет не только бороздить грунт своим рыльцем, как свинка, но и разгребать его, словно курица, резко выбрасывая задними лапками. За семенами зверек может залезть по стеблям трав и кустарников. И уж, Подобно верблюду, накапливает запасы жира в... толстом хвосте.

Не больно-то развитые нюх и зрение у нашего тушканчика целиком компенсируются усами до пят и своеобразием слуха. Длинные задние ноги — первые звенья для вос-

(Окончание см. на стр. 56)

4 «Юный натуралист» № 7