Юный Натуралист 1978-12, страница 24

Юный Натуралист 1978-12, страница 24

22

НЕПРОШЕНЫЕ КВАРТИРАНТЫ

Царственно прекрасные белые аисты никогда не забывают гнезда, где благополучно вывели птенцов. Каждую весну они возвращаются сюда, ремонтируют и надстраивают свой дом. Постепенно гнездо достигает огромных размеров, и тогда в нем поселяются всевозможные квартиранты: синички, мухоловки, скворцы, удоды, сорокопуты и, конечно, вездесущие воробьи. Почему аисты терпят эту беспокойную ватагу птиц? Как квартиранты расплачиваются с хозяевами гнезда за предоставленный кров? Дружат ли они с аистом или являются всего лишь случайными соседями?

Ученые давно заметили, что многие животные, часто совсем не родственные, живут рядом. Отношения между ними бывают самыми многообразными, а иногда они просто не могут обойтись друг без друга.

В Северной Америке обитают воловьи птицы. Ростом они с нашего воробья Зимой эти (Птицы любят жить вместе с бизонами. В их густой шерсти они прокладывают ходы и коротают там длинные холодные ночи, согреваясь теплом бизоньих тел Здесь же воловьи птицы и кормятся, поедая массу вредных насекомых, поселяющихся на теле животного. От такого содружества обоим огромная польза. Птицы спасают бизонов от докучливых насекомых Бизоны предоставляют им стол, убежище и обеспечивают охрану. Подобные взаимо

отношения животных получили название мутуализма (от латинского слова «му-тус» — «взаимопомощь»).

Пример мутуализма — рыбы-чистильщики. Живут они во всех тропических морях. Особенно их много в Карибском море. Там, на рифах возле Кубы, Малых Антильских островов обитают бычки, губаны, рифовые окуни, толстогубы, которые питаются исключительно организмами, живущими на теле более крупных рыб. Работы у них хватает. Морские ры'бы знают, где в океане живут чистильщики, и время от времени отправляются к ним на санобработку. Даже кефаль, странствующая вдали от берегов, приплывает целыми стаями на приемные пункты чистильщиков, и рыбы ждут, когда их обработают.

Чистильщики никогда не остаются без работы. Если клиент не выражает желания воспользоваться гигиенической процедурой, чистильщик старается привлечь его внимание: растопырив плавники, исполняет своеобразный танец, опуская и поднимая хвост. Перед таким радушным приглашением ни одна рыба не в состоянии устоять. Она подплывает ближе и замирает или, как кефаль, — головой вниз, или, как рыба-попугай, — встав вертикально, расправляет плавники, раскрывает рот, приподнимает жаберные крышки. И маленькие чистильщики безбоязненно устремляются в пасть к чудовищу, вполне уверенные, что их не проглотят.