Юный Натуралист 1980-04, страница 38

Юный Натуралист 1980-04, страница 38

36

видные их стволы венчают узловатые ветви, на которых так уютно устраиваются на ночь редкие обитатели парка — павлины. Красиво видеть рано утром больших птиц на вершине ольхи, когда первые лучи солнца зажигают самоцветы павлиньих перьев.

К. П. Урбанавичюс раскрыл мне «секреты» этого дерева. В парке всегда найдется несколько увлажненных мест с ручьем или прудом, где иногда и посадить нечего. А порой приходится задуматься: где взять дерево для контраста? И тут помогает ольха. К группе белых берез как нельзя лучше подходит ее темный, колонновидно уходящий до самой верхушки ствол, словно покрытые лаком, темно-зеленые листья.

Какое-то перевоплощение, и только. В лесу эти же деревья образуют ландшафт мрачный, почти печальный. В парке ольховые ложки своим контрастом оживляют сосновые и березовые перелески, гармонично соседствуют с дубом, соперничают по красоте ствола с лиственницей. Вот курчавые темно-зеленые деревья ольхи трепетно осеняют у воды бронзовые фигуры «Юрате и Каститис», рожденные литовской легендой; вот их стремительные стволы с неизменно зеленой кроной украшают набережную маленькой городской речки, выстроились на тротуаре по улице, сбегающей к морю. А одна преобразилась, укрыв своей роскошной кроной уютное кафе. Стоит королевская ольха, словно нет ей соперников даже среди каштанов и кленов. И любуются люди: ольха в несколько обхватов, выросшая в городе, приняла приземистую, узловато-вет-вистую форму дуба.

И все же, мне кажется, царство черной ольхи на Полесье. Там ее колонновидные чащи, или ольсы, встретишь во всем природном многообразии: кисличные, крапивные, папоротниковые, таволговые, осоковые, белокрыльниковые, топяные. Правда, поубавились значительно массивы полесских ольховников сегодня. Сказалось усиленное наступление на болота. На их месте появились современные культурные угодья, венчающие нелегкий труд мелиораторов. Квадраты пашен, лугов, пастбищ уходят к горизонту. От прежних лесных урочищ почти ничего не осталось. Строители недооценивают почвозащитную и водоохранную роль природного мелиоратора — ольхи. Вот почему сейчас на открытых берегах бесчисленных мелиоративных каналов и канав, зарастающих бурьяном, очень не хватает благотворной и хранительной тени ольховых крон. Несправедливо и зря. Ольха могла бы стать полезным компонентом мелиоративного ландшафта и союзником мелиоратора.

В. СУЩЕНЯ,

кандидат географических наук

оВеты

Как защитить растения

Растения, высаженные в открытый грунт, часто приходится оберегать от заморозков: укрывать бумажными колпаками, пленкой, хлопчатобумажной тканью, окучивать землей. Эти способы трудоемки и малоэффективны. Даже при небольшом ветре приходится закреплять бумажные или хлопчатобумажные колпаки, накидки из пленки. Я решила поступить по-другому.

Растения я высаживаю в лунки под углом 30—40 градусов в северном направлении. Рядом с лункой прокапываю борозду глубиной 20—25 сантиметров, ширина 20—30 сантиметров и длина 30—50 сантиметров (в зависимости от размера растений). В эту борозду пригибаю посаженное растение и накрываю его бумагой, пленкой или стеклом. Края бумаги засыпаю землей.

Чтобы уберечь растение от солнечных ожогов, пленку или стекло смачиваю водой и посыпаю землей.

Растения, посаженные таким способом, переносят более низкие заморозки и на почве и в воздухе. В такой своеобразной «тепличке» создается повышенная влажность и почти одинаковая температура для корневой системы и листьев, растения быстрее укореняются. Под прикрытием растения могут находиться более длительное время — от 5 до 15 суток.

Когда минуют заморозки, с укорененных растений снимаю пленку или стекло, бороздки засыпаю и произвожу поливку. Растение подвязываю к колышку и слегка окучиваю.

Такой способ посадки растений особенно пригоден для районов Сибири и Севера, где весна поздняя и часто случаются заморозки на почве.

Т. ГРЕБЕНЮК