Юный Натуралист 1980-12, страница 10

Юный Натуралист 1980-12, страница 10

8

зящих следов, которые кончались разрыхленным отверстием в снегу.

— Из такой норки вполне может выглянуть колонок итатси,— сказал Леонид Мартынович и пояснил: — Это зверек из семейства куньих. В другом месте нашей страны вы его не встретите. Был он завезен с острова Хоккайдо. Зверушка интереснейшая! Например, все куньи не могут есть рыбу, а у итатси это основная пища.

Довелось нам увидеть следы красной лисицы, соболя и даже ондатры. Днем позже мы с Беньковским уже в другом лесу приметили и припорошенные следы медведя (н это в восьми километрах от крупного города!). Леонид Мартынович объяснил, что мишка этот, видимо, ждал хорошего снега, чтобы залечь в берлогу. Бывают на Сахалине случаи, когда медведя можно встретить в лесу и в начале декабря. Это опять же влияние местного климата.

Мы долго бродили по лесу, чтобы увидеть зеленого лесного голубя, о котором с таким восторгом говорил охотовед Мартынов:

— Одно слово: царская птица! По размерам намного крупнее обычного голубя. Окраска красивейшая — зеленые перья с голубым переливом, бело-розоватая грудь... К сожалению, этот голубь еще плохо изучен, ибо обнаружили его в наших краях недавно. А птица царская...

Зеленого голубя увидеть так и не довелось, но я не жалею. Природа тем и прекрасна, что постепенно раскрывает свои тайны. А их здесь, на Сахалине, еще ох как много!

Странное явление — на острове не водятся волки. Росомаха есть, енот, северный олень, горностай... Выдра есть, норка, лиса рыжая и черно-бурая, а волков не было и нет. В чем дело?

— Видать, матушка-природа так постановила, что нет резону жить серому на нашем острове,— ответил старейший охотник Михаил Иванович Белоусов. — Его «обязанности» другие звери, должно, справляют.

Дядя Миша промышляет зверя больше сорока лет. «С рожденья охотник»,— говорят о нем. И еще говорят, что Белоусов — самый культурный охотник на всей центральной части острова. Его браконьеры пуще любого охотинспектора боятся. Знают, что дядя Миша никому не даст разорять природу, ибо он ее страж и хранитель. А ружье? Ну что ружье! Это его работа — добывать соболя и лису согласно положенному сроку и количеству. А больше нн-ни. На этот счет дядя Миша строг.

— Раньше по молодости я хвастался, что вот, дескать, добыл столько-то медведей; а сейчас, право, стыдно. Мишек уже много лет не промышляю и стараюсь другим не давать. Это краса наших лесов,

их беречь надо.

— А как же природный баланс, равновесие, дядя Миша? — спросил я.

— А медведь у нас балансу не мешает, он здесь в основном рыбой кормится. Мишка — рыбник. Шатуны да те, кто скотину ломает, у нас редко встречаются.

Вокруг дяди Миши постоянно можно увидеть ватагу сельских ребятишек. Он часто берет их в лес, учит читать следы, рассказывает о повадках животных.

— Я свою задачу понимаю так — надо мальчишек научить любить и понимать природу. Урок биологин — это одно, а живой лес — другое. Здесь открытая книга — читай, учись. Только тогда из тебя настоящий человек получится.

Одно из главных богатств острова — рыба. Значительная часть рыбы, добываемой в нашей стране, отлавливается на Сахалине.

Это дальневосточные лососи: кижуч, горбуша, кета, нерка... Это и треска, и навага, и селедка, и корюшка...

— Самые ценные породы рыб отлавливаются во внутренних водоемах — речках, озерах, ручьях, куда они заходят на время нереста,— рассказывал мне охотовед облрыболовпотребсоюза Николай Есаулов.— Профессиональные рыбаки лишь в редких случаях отлавливают рыбу, мечущую икру. Но на это преступление порой идут люди, которых издавна называют браконьерами. С ними мы ведем жестокую борьбу. Браконьерство растлевает и юные души — вот главная беда, оно воспитывает в них равнодушие, корыстное отношение к природе. Вот почему мы создаем отряды голубых патрулей, и они успешно действуют во многих городах и поселках.

— Николай, как, какими средствами бороться с браконьерами? Они сейчас имеют отличные моторные лодки, новейшие снасти. Что может сделать десятилетний мальчишка, даже группа пионеров, чтоб остановить браконьера? Это совсем не просто,— высказался я.— По силам ли такая борьба пионерии?

— В том-то и дело, что по силам. Мы в этом уже убедились. Взять, к примеру, александровскую школу № 2, которая не раз была награждена грамотами обкома ВЛКСМ и управления облрыболовпотребсоюза. Александровские мальчишки нз голубого патруля стали настоящей грозой браконьеров. И таких примеров на Сахалине много.

Я последовал совету охотоведа и поехал в Александровск, город, расположенный на берегу Татарского пролива.

— Жаль, что вы не смогли приехать осенью, во время нереста,— сказала инспектор рыбоохраны Зоя Гавриловна Якушки-на.—- Тогда бы увидели в деле моих помощников. Ребята отличные, я на них всегда могу положиться, не подведут.