Юный Натуралист 1981-07, страница 14

Юный Натуралист 1981-07, страница 14

19

на песчаных почвах, и даже на сыпучем песке. К тому же она легко переносит холода, неплохо переживает бесснежные морозные зимы, а когда наступает засуха, ей и это не очень страшно. Корни ржи далеко проникают в почву и могут воспользоваться влагой, которая есть на глубине.

Первый гибрид пшеницы и ржи удалось вырастить английскому ботанику А. Вильсону в 1875 году. Однако растение не дало семян. Через 15 лет немецкий ученый В. Римпау случайно получил гибрид, способный к размножению и не расщеплявшийся на рожь и пшеницу. Но повторить свой опыт В. Римпау не смог. Шло время.

Что Же собой представляют нерасщеп-пляющиеся гибриды? Ученые ответили на этот вопрос лишь в тридцатые годы нашего столетия. В обычных клетках мягкой пшеницы содержится 42 хромосомы, в клетках ржи — 14 хромосом, а в половых клетках, как известно, хромосом всегда в два раза меньше. При скрещивании возникает гибрид с 28 хромосомами (21 — пшеницы и 7 — ржи). Но он бесплоден. В гибриде, полученном Римпау, случайно произошло удвоение числа хромосом (такое в природе иногда бывает). И появились растения с 56 хромосомами — полным набором хромосом обоих родителей. Соединив в себе наследственность пшеницы и ржи, они стали плодовитыми.

Понять механизм образования гибридов, конечно, было нужно. Но как удваивать число хромосом? Примерно в то же время, когда генетики впервые произвели анализ клеток гибрида, было сделано еще одно открытие. Ученые обнаружили, что из обычного растения безвременника можно выделить чудодейственное вещество колхицин. Оно препятствует расхождению в клетке делящихся хромосом, и наборы их удваиваются. Начался штурм тритикале. Название «тритикале» новой зерновой культуре дал австрийский ученый Е. Чермак. По латыни пшеница — тритикум, а рожь — секале. Соединив два первых слога одного названия и два последних другого, и получили тритикале. Над созданием тритикале работали крупнейшие генетики и селекционеры мира. Однако результаты оставляли желать лучшего. Гибриды давали низкие урожаи: не все цветки у них плодоносили, и зерно было плохое. Разводить их не имело смысла.

В отличие от других ученых доктор сельскохозяйственных наук профессор Андрей Фролович Шулындин в пятидесятые годы совсем не интересовался тритикале. Его волновала иная проблема. Он хотел создать озимую твердую пшеницу. По качеству зерна твердая пшеница считается лучшей. Слава о ней идет издавна. Еще в четвертом тысячелетии до нашей эры жители теперешней Украины лепили статуэтки жен

щин — богинь плодородия. А в качестве символа плодородия в глину замешивали зерна самой ценной твердой пшеницы. Однако твердая пшеница — яровая, ее нужно высевать весной, причем в землю, хорошо удобренную. И Шулындин решил скрестить эту пшеницу с озимой мягкой. Взять от нее устойчивость к морозам, способность давать большие урожаи, а от яровой — прекрасное качество зерна. Озимая твердая пшеница была получена. Но хотя с гектара и можно было собирать по 50—55 центнеров, она все же уступала по урожайности мягкой пшенице. Вдобавок к этому боялась сильных холодов, в суровые зимы вымерзала.

Что делать дальше? Как поднять зимостойкость? Было впечатление, что из тупика нет выхода. И тут Андрей Фролович вспомнил про рожь. Правда, никто еще в мире до него не скрещивал озимую твердую пшеницу с рожью. Эксперимент прошел удачно. Гибриды были мощными, с крупными колосьями, почти не болели. Но вскоре их потомки стали похожи на своих диких сородичей: когда колосья созревали, содержимое их высыпалось на землю. Да и зерна не радовали: щуплые, морщинистые, деформированные. Снова тупик. Но мысль работала. Идея, которая на этот раз пришла в голову Андрею Фроловичу, казалась невероятной. Абсолютно все созданные и в нашей стране, и за рубежом тритикале представляли собой гибриды растений двух видов. А. Ф. Шулындин решил получить гибрид, родителями которого были бы растения трех видов.

— Десять лет назад,— вспоминает Андрей Фролович,— в науке не было даже такого термина: трехвидовые тритикале. И конечно, никто не знал, как объединить в