Юный Натуралист 1981-07, страница 15

Юный Натуралист 1981-07, страница 15

20

одном организме наследственность трех исходных видов. Мы пошли таким путем. Скрестили мягкую пшеницу с рожью. Получили растения, в каждом колосе которых было лишь одно зерно, способное жить и размножаться. Выращенные из этих зерен гибриды мы опылили другим тритикале, который получили раньше из твердой пшеницы. И таким образом нам впервые в мире удалось соединить свойства трех видов растений: твердой и мягкой пшениц плюс ржи. Причем от каждого вида было взято не все ядро клетки, а лишь часть его: от мягкой пшеницы — треть ядра, от твердой — половину, от ржи, которая, кстати, участвовала в скрещивании дважды, тоже по половине ядра. В результате получили растения, в ядрах клеток которых было 42 хромосомы.

Биологический метод синтеза трехвидо-вых тритикале. Сейчас эти слова понятны любому селекционеру. А еще недавно создатель нового метода А. Ф. Шулындин изо дня в день бился над решением одной задачи: что происходит в ядрах клеток — основных носителях наследственности? Как признался сам Андрей Фролович, каждое утро он, словно пятиклассник, занимался алгеброй. Вот ядро ржи — 14 хромосом: семь хромосом отца и семь матери. Если обозначить одну семерку буквой R, то получится 2R. Существуют пшеницы с таким же ядром. Пусть будет буква А. У мягкой пшеницы ядро совсем иное, в нем 42 хромосомы. Пишем А (первые 14 хромосом), В (вторые 14 хромосом) и Д (третьи 14 хромосом). Теперь твердая пшеница — 28 хромосом. А, (чтобы отличить от мягкой) и В,. Но целый набор хромосом есть полный геном. Отсюда А. Ф. Шулындин сделал вывод: геномы бывают разные — простые (14 хромосом) и сложные, которые, в свою очередь, подразделяются на двухсоставные (28 хромосом) и трехсоставные (42 хромосомы). Что происходит при скрещивании, скажем, мягкой пшеницы с рожью? От матери — мягкой пшеницы — берется 21 хромосома, или АВД, только в одинарном наборе и геном ржи — R. Теперь этот гибрид опыляют тритикале с твердой пшеницей — A,B,R. Хромосомы ржи R и R соединяются, хромосомы твердой и мягкой пшеницы родственны и тоже вступают во взаимодействие друг с другом: Ас А,, В с В,. Остается геном Д. Ему-то как раз не с чем соединиться, его хромосомы в итоге погибают и выбрасываются из ядра клетки. Образовавшееся ядро, которое состоит из геномов АА, BB,RR,— это качественно новое ядро, такого в природе не было.

Классификация геномов — своеобразный ключ, которым можно открывать самые хитрые замки. Заполучив его в руки, селекционер становится самым настоящим конструктором новых растений. Зная генети

ческую структуру, он может управлять сложным геномом: нужную часть ядра брать, а от ненужной избавляться.

Хотя открытие было сделано на тритикале, оно применимо ко всем растениям, имеющим так называемые полиплоидные ряды: кратное увеличение числа хромосом в клетках по отношению к обычному набору. Расщеплять, синтезировать можно ядра и плодовых и ягодных растений. Это открывает совершенно новые перспективы. У человека появилась возможность управлять тончайшими механизмами жизни, что до недавнего времени было исключительным правом природы. Он может создавать новые виды, даже роды растений, не существовавшие прежде на земле. Кстати, тритикале теперь выделены в самостоятельный род. Предложил это сделать А. Ф. Шулындин.

Я спросила Андрея Фроловича, на чем было основано его предложение.

— Во-первых, тритикале не скрещиваются с растениями, давшими ему жизнь. Значит, они генетически далеки друг от друга. Внешне трехвидовые тритикале со своими родителями тоже непохожи. Это и не пшеница и не рожь. Колосья вроде напоминают пшеничные, однако некоторые агрономы, увидевшие впервые тритикале, задают вопрос: «Что это? Ячмень?» И последнее. Признать существование рода можно, если виды, входящие в него, занимают определенную территорию. И на это тритикале жаловаться не приходится.

Действительно, новая сельскохозяйственная культура — первый искусственно выведенный род растений — все прочнее обосновывается на нашей планете. На Международном симпозиуме по тритикале, состоявшемся в 1979 году в Варшаве, было сообщено, что в зарубежных странах под тритикале занята площадь в 116 тысяч гектаров, а в Советском Союзе — 140 тысяч. В прошлом году эта цифра увеличилась до 200 тысяч гектаров. Так был опровергнут пессимизм некоторых ученых, которые утверждали, что производственное освоение тритикале начнется лишь в третьем тысячелетии, поскольку они не прошли эволюции.

Трехвидовые тритикале — чудо нашего века. Прежде всего потому, что дают большие урожаи. В Украинском научно-исследовательском институте растениеводства, селекции и генетики имени В. Я. Юрьева, где отделом тритикале заведует А. Ф. Шулындин, получено много разных сортов новой культуры. Родителями двух из них — «Амфидиплоида-201» и «Амфидиплои-да-206» — были мягкая озимая пшеница «Безостая-1», саратовская крупнозерная рожь и озимая твердая пшеница, латинское название которой — гордеиформе. Урожай «А.мфидиплоида-201» может достигать

21

75 центнеров с гектара, а «Амфидиплои-да-206» — 94 центнеров. Среди всех существующих сейчас в мире сортов тритикале «Амфидиплоид-206» признан лучшим. Он зимостойкий, быстро созревает, имеет хорошее зерно, устойчив к болезням. «Амфидиплоид-206» взят за основу селекционной работы в странах Европы и Америки.

Содержание белка, в зерне — проблема из проблем. Но и здесь трехвидовые тритикале опережают своих соперников. Чтобы получить с гектара тонну белка, урожай тритикале должен быть 67—69 центнеров. А вот как выглядят на этом фоне старые зерновые культуры. Догнать тритикале они могут,г но озимой пшенице необходимо дать урожай 81—82 центнера, ржи — 104 центнера (такого еще никогда не было), кукурузе— 114 центнеров.

Противники тритикале утверждали, что это культура не хлебная. Однако и здесь они глубоко ошиблись. Из муки тритикале получается хороший ароматный темный хлеб типа ржаного, причем более питательный: ведь в нем белковых веществ почти в полтора раза больше, чем в пшенице. Не хуже и белый хлеб, испеченный в формах, без форм — на поду, булочки.

Казалось бы, столько лет делают бисквиты, какие могут быть трудности? Почти никаких, не считая постоянной нехватки белка в муке. Значит, и кондитерам нужны тритикале? Всесоюзный институт бисквитной промышленности провел исследования, и выяснилось, что зерно новой культуры самый подходящий продукт для изготовления лучших сортов бисквитов, печенья (оно прямо тает во рту) и тортов.

Но и этим не исчерпывается применение тритикале. В Украинском научно-исследо-вательском институте растениеводства, селекции и генетики имени В. Я. Юрьева, кроме зерновых сортов, созданы кормовые сорта — с высокими стеблями, крупными листьями, дающие большие урожаи зеленой массы. Сейчас в госкомиссию по сортоиспытаниям переданы «Амфидиплоид-2», «Амфидиплоид-257». А третий сорт, «Ам-фидиплоид-7», сейчас высевается на полях Харьковской, Ростовской и Крымской областей. В прошлом году он занял первое место по урожаю зеленой массы, далеко оставив позади себя главного соперника — рожь «Харьковскую-55»: от 114 до 130 центнеров с гектара. По сравнению с традиционным сортом почти один лишний урожай.

Тритикале прекрасно растут, не боятся таких распространенных среди зерновых культур заболеваний, как мучнистая роса, бурая ржавчина, пыльная головня. В них больше содержится не только белков, но и Сахаров. Домашние животные быстро разобрались в преимуществах нового «блюда», они с удовольствием поедают тритикале в любом виде: только что скошенное, в бри

кетах или гранулах, не отказываются и от травяной муки, силоса. Ученые четырех научно-исследовательских институтов пришли к единодушному мнению: если в комбикормах зерно традиционных культур — ячменя, кукурузы, пшеницы — заменить хотя бы на 40 процентов зерном тритикале, то свиньи в сутки будут прибавлять на 60—100 граммов больше, а корма съедать станут меньше. Полезны корма из тритикале для домашней птицы и крупного рогатого скота.

— Возможности трехвидовых тритикале,— говорит А. Ф. Шулындин,— огромны. Это вне всякого сомнения. Теоретически по своему биологическому потенциалу они могут превзойти все существующие сейчас зерновые культуры. Мощный колос, очень много цветков и, следовательно, зерен, причем крупных и высококачественных. Нужно использовать до конца все ценные свойства, которыми обладает новая культура, и человечество отдаст предпочтение тритикале. Чтобы приблизиться к этой цели, в ближайшие пять лет нам надо добиться урожая не менее 100 центнеров с гектара.

Еще недавно считалось, что тритикале — хлеб далекого будущего. Но уже в этой пятилетке в магазинах появится черный и белый хлеб из тритикале: «харьковский», «волынский», простой заварной, «полтавский», батоны, булочки. Из зерна тритикале начнут приготавливать столь необходимые для домашних животных комбикорма.

Десятая пятилетка положила начало истории производственного освоения тритикале. К концу столетия озимые и яровые тритикале должны выйти в разряд ведущей сельскохозяйственной культуры нашей страны.

У генетиков и селекционеров сейчас особенно широкое поле деятельности. Еще нужно создать много разных сортов, хорошо приспособленных к жизни в любых поч-венно-климатических зонах. Страна ждет от нас дальнейшего совершенствования нового ботанического рода злака тритикале.

Л. СГИШКОВСКАЯ Фото В. Иванова