Юный Натуралист 1985-03, страница 28

Юный Натуралист 1985-03, страница 28

26

защищающим глаза краба. В отличие от позвоночных животных нервная система (цепочка) краба тянется вдоль нижней стороны тела, а не вдоль спины. Боковые края панциря свешиваются подобно бортам пиджака, закрывая жабры, которые свободно омываются водой. Своеобразно расположение важнейших внутренних органов краба: желудок его находится в головной, а сердце — в задней части тела. Они надежно защищены. Над сердцем на панцире краба торчат шесть крупных шипов, над желудком — одиннадцать. У краба очень крупная печень, выделяющая сильный пищеварительный фермент, благодаря этому он может переваривать самую различную пищу.

Камчатский краб, хотя и принадлежит к десятиногим ракообразным, строго говоря, не краб, а крабоид. В передвижении животного участвуют восемь ног, считая ноги с клешнями. Пятая пара ног редуцирована. Эти маленькие ножки краб прячет под панцирем и пользуется ими время от времени, чтобы почистить жабры. Клешни у краба специализированы. Массивной правой он раздавливает раковины моллюсков и морских ежей. Левая клешня слабее правой. Ею он может только разрезать червей и других мягких животных. Словом, краб орудует своими клешнями, как человек ножом и вилкой.

Линька — самый ответственный период в жизни крабов. В это время они сбрасывают старый панцирь, усиленно растут, размножаются и, одевшись в новый панцирь, отправляются в разные стороны: самки и молодые самцы на прогретое весенним солнцем мелководье, самцы отходят глубже на богатые кормовые поля.

Краб меняет не только свой панцирь. Он расстается и со старыми твердыми стенками желудка, пищевода, кишечника. Обновляет все сухожилия. Пятясь задом, он вылезает из старого панциря в образовавшуюся щель, и, пока не затвердеет новый, краб растет буквально как на дрожжах. Длится это примерно дня три. В это время совсем беспомощные животные стараются спрятаться в укромное место — расщелину между скалами, в ямку на дне.

Самки камчатского краба во время линьки почти не страдают от хищников, потому что в это время их охраняют самцы. Они начинают линять раньше самцов,

пока те еще одеты в крепкую броню и способны отогнать врага. Когда самке приходит время сменить «доспехи», самец берет ее за клешни и как галантный кавалер помогает даме снять их. Оставшись в новом мягком панцире, самка выпускает под брюхо икру. В первое время у икры темно-фиолетовый цвет. Летом она становится бурой, а на следующую весну в каждой икринке уже видны глаза зародышей.

Линька и размножение крабов происходят вблизи берега на глубине примерно пятнадцати метров. Крабы сбиваются в такое стадо, что дна попросту не видно — только сплошной шевелящийся колючий ковер.

Краб расходует во время линьки много энергии. Перелинявшие самцы отправляются на богатые кормом участки дна и постепенно отходят от берега на большие глубины, опустошая одно пастбище за другим. Одно из лакомств краба — плоский морской еж эхинарахни-ус. Иногда ежи сплошь покрывают морское дно, и оно выглядит как булыжная мостовая. Йольдия, небольшой двустворчатый моллюск с тонкой раковиной, живег в песке, и крабу приходится изрядно потрудиться, чтобы заполучить деликатес. Не раз мы видели, как краб усердно копает песок правой клешней, пытаясь добраться до моллюска.

Набравшись сил и веса, самцы в конце осени выходят на край шельфа, где остаются на зимовку. Самки все лето пасутся на мелководье, и в теплой воде вынашивают икру. Рядом с ними находятся «подростки» — молодые самцы. С наступлением осени этот ходячий «детский сад» спускается поглубже, но до зимующего скопления самцов не доходит.

Весной крабы большими косяками устремляются к берегу. По дороге группы самцов и самок смешиваются. Крупные самцы и здесь помогают самкам, отягощенным созревшей икрой. Мы наблюдали, как самцы подхватывали с трудом передвигавшихся самок «на руки» и несли к берегу. На подходе к мелководью самки выпускают личинки, которых бывает огромное количество: от двадцати до трехсот тысяч. Из каждых ста личинок только три или четыре выживают и превращаются в мальков.

Вышедшая из икринки личинка называется «зоэа». У нее с крабом еще меньше сходства, чем у головастика с лягуш-