Юный Натуралист 1986-01, страница 11

Юный Натуралист 1986-01, страница 11

возглавлявший экспедицию для поисков северных земель, довольно точно определил местоположение острова в Северном Ледовитом океане по опросным данным, собранным у местного населения. Позднее, когда координаты острова были уточнены, он был назван именем первопроходца этих трудных полярных широт Фердинанда Петровича Врангеля.

Больше ста лет после того, как остров появился на карте, он оставался необитаемым. И когда в 1926 году здесь высадились советские полярники, для зимовщиков и прибывших с ними нескольких семей эскимосов и чукчей началась жизнь, полная неожиданностей и открытий. Никто не знал до этого, что на острове есть крупная колония почти исчезнувших в мире белых гусей, что именно здесь устраивают моржи свои лежбища— столь обширные, что подобных не сыскать во всем мире, что облюбовал эти места и сам хозяин Арктики — белый медведь. Оказалось, что этот небольшой, насквозь продрогший клочок суши на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей — надежное, а порою и единственное убежище для многих видов зверей, птиц, насекомых.

Еще совсем недавно — до создания заповедника — с острова вывозилось до пятидесяти тысяч гусиных яиц. Такое хищническое отношение к природе не прошло даром, и только организация заповедника в 1976 году изменила положение. Дело не только в том, что теперь здесь ничто не угрожает редки/^ и исчезающим видам животных и растений. Гордость страны, заповедник цёнен еще и тем, что если на материке ученые пытаются сохранять островные экологические системы, то на острове Врангеля ничего не надо делать искусственно, а просто оставить все, как есть, и конечно, охранять.

Богата, интересна и по-своему прекрасна природа на острове, затерянном в ледяной пустыне. Зимой, под покровом снега и льда, кажется он безжизненным. Но как только пригреет солнце, земля сбросит зимнее оцепенение — происходит чудо. На пригорках появляются фиолетовые цветки камнеломки, голубые незабудки, золотистыми фонариками зажигается ледяная ивер-сия. Над ними покачиваются на тонких ножках желтые венчики полярных маков. Всего несколько теплых дней — и вспых-

МОЯ РОДИНА-

нула маками вся тундра. На склонах гор, там, где стыли ледяные потоки, теплятся островки жизни. Это лишайники — самые неприхотливые из растений. Красные, желтые, зеленые, оранжевые, всех цветов и оттенков, они расцвечивают яркими пятнами скалы, покрывают разноцветным ковром скудный слой почвы над вечной мерзлотой.

В центре острова, где слабее суровое дыхание Ледовитого океана, растительность еще обильнее и разнообразнее. Там встречаются даже небольшие деревца — кустарниковые ивы, то стелющиеся по земле, то возвышающиеся над ее поверхностью на 50—70 сантиметров.

Всего на острове Врангеля около трех сотен видов растений. Есть среди них и такие, которые не растут больше нигде в мире,— мятлик врангелевский, мак Ушакова-Петровского, лапчатка врангелев-ская.

Богат и животный мир заповедника. Остров Врангеля часто называют «родильным домом» белых медведей. Именно здесь и на расположенном поблизости совсем маленьком острове Геральда (он тоже входит в заповедник) устраивают свои зимние берлоги ожидающие потомство медведицы. Ранней весной в каждой из них — а всего родильных берлог около трех сотен — появляются на свет маленькие, величиной с котенка, беспомощные медвежата. Слепые, глухие, с розовой кожей, чуть прикрытой короткой шелковистой шерсткой, они первые недели жизни проводят в неподвижности, вцепившись острыми изогнутыми коготками в материнскую шубу на брюхе, и только потом начинают быстро развиваться, а через 3—4 месяца уже могут совершать прогулки, неуклюже переваливаясь в рыхлом снегу.

Остров Врангеля — не только «родильный дом», это своеобразные ясли для медвежат. Здесь они делают свои первые шаги, с любопытством и страхом всматриваются в новый для них мир, развиваются, приобретают навыки самостоятельной жизни. Очень важно, чтобы в этот период ничто не мешало медве

2 «Юный натуралист» N9 1