Юный Натуралист 1987-12, страница 31

Юный Натуралист 1987-12, страница 31

30

защитой как от знойного пустынного солнца, так и от ветров. На общем сероватом фоне выделяются темные поперечные полосы, делающие рептилию почти незаметной на песчаной почве. Молодые варанчики — желтовато-оранже-вые, с яркими черными поперечными полосами.

В Советском Союзе встречается только один вид варана — серый варан. Северная граница его ареала простирается до побережья Аральского моря. В Таджикистане он обитает в основном по долинам рек Сырдарья, Вахш, Кафирниган, Кзылсу и Яхсу. В горы не поднимается.

Варан живет в хорошо прогревающихся летом песках, в местах с плотной лёссовой почвой, у оврагов, на открытых пространствах, окраинах обширных та-кыров. Убежищами ему чаще всего служат норы грызунов, черепах и птиц, которые он углубляет и расширяет. Иногда роет собственную нору. Она представляет собой горизонтальный ход длиной 70—90 сантиметров, шириной 10—20 сантиметров, с довольно широкой камерой внутри. Порой нора достигает нескольких метров в длину. В качестве убежища варан может использовать также небольшие пещеры, промоины, трещины.

В сентябре и октябре, с понижением температуры воздуха, вараны забираются в норы и впадают в зимнюю спячку. Зимуют они поодиночке или по нескольку вместе. Входное отверстие норы часто заваливается или же его забивает сам варан. После зимовки он появляется позже других ящериц, обычно в начале апреля. Но в долине Сырдарьи варана можно встретить и во второй половине марта. Выход его из норы занимает несколько часов. Сначала показывается кончик морды, а затем постепенно — и вся голова. Рептилия очень долго присматривается, принюхивается, часто высовывает язык и только потом медленно выбирается из норы. В это время вараны еще не очень подвижны и часто становятся добычей своих врагов: змееяда, черного коршуна, лисицы. Эти хищники охотятся главным образом за молодыми варанами.

«Пустынные крокодилы» ведут дневной образ жизни. В апреле они активны только во второй половине дня, в мае — целый день, летом, когда наступают жаркие дни,— в утренние и вечерние часы. Варан — хищник, он весьма прожорлив.

Охотится на грызунов, ящериц, молодых ежей, мелких птиц и змей. Уничтожает саранчу, жуков, слизней и этим приносит огромную пользу. Взрослые вараны иногда разоряют птичьи гнезда, расположенные на земле, поедают яйца птиц. Они питаются и ядовитыми змеями, такими, как эфа и гюрза. Укус этих змей на варана не действует, да и прокусить его толстую шкуру нелегко. Крупную, сопротивляющуюся добычу он на некоторое время сильно зажимает в челюстях, периодически встряхивая боковыми движениями головы. Когда жертва под токсическим действием слюны становится неподвижной, варан заглатывает ее целиком.

В июне самка откладывает от десяти до двадцати трех яиц. Вес яйца 15 граммов, длина 4—5 сантиметров, ширина — 2 сантиметра. Детеныши вылупляются в конце лета или в начале осени, после незначительного периода активности сразу же уходят на зимовку. Растут вараны медленно, половозрелости достигают только в возрасте трех лет.

В жаркие летние дни эту ящерицу часто можно встретить у водоема. Она отлично плавает и ныряет. Если варана преследуют враги, он прыгает в воду и может часами держаться на поверхности, наполнив легкие воздухом. Эта способность спасает его и при наводнениях. Варан лазает по вертикальным обрывам, деревьям и кустарникам. При встрече с человеком старается скрыться в ближайшей норе или стремительно убегает. При этом высоко поднимает туловище и хвост, слегка расставив конечности. Однако, пробежав 100—150 метров, он резко останавливается, принимает устрашающую позу, вбирает в легкие воздух, приоткрывает пасть и издает громкое шипение. При этом он с силой хлещет хвостом по сторонам, делает резкие движения и короткие прыжки в сторону преследователя, пугая этим его. Укус варана довольно болезнен, так как острые зубы оставляют глубокую рану. Определенное токсическое действие оказывает и слюна варана.

В настоящее время численность рептилии сильно сократилась, особенно в долине Сырдарьи. Если 30—40 лет назад варанов было много и их даже добывали ради прочной кожи, применяемой в галантерейной промышленности, то сейчас они чрезвычайно редки. Это вызвано ин