Юный Натуралист 1991-04, страница 10

Юный Натуралист 1991-04, страница 10

Л

^бестник.

Из-под Белоомута, что на Оке, сообщают: гибнет рыба, и шлюзы порой заполняются тоннами мертвого судака и стерляди. Волга, или, как выразился кто-то, Волгохранилище, цветет синезе-леными водорослями, задыхается в промышленных и прочих стоках. Летом на Черноморском побережье, на Балтике закрываются пляжи. В Белоруссии под городом Солигорском высятся пугающе огромные свалки соленой глины. Продолжает сжиматься «шагреневая кожа» Арала. В Башкирии, в городе Стерлита-маке, люди на ночь закрывают форточки, чтобы во сне не задохнуться от смога. А вот письмо, пришедшее в редакцию с берегов далекого Амура.

атаки на амур

Приближается весенний ледоход и возле Комсомольска — канонада взрывов. Это бомбят Амур. До сотни и более взрывов раздается в это время, при этом с разрешения Амуррыбвода и крайисполкома. Всем понятно, что все живое в округе погибнет под этими взрывами. Амуррыбвод поясняет, что при первых предупредительных взрывах вся рыба из этого района разбегается. Хорошо придумано для оправдания варварства. Говорить можно потому, что проверить невозможно.

Для чего взрывают ледяные поля выше моста? Утверждения разные. Одни говорят — убираем заторы для ускорения навигации, другие — на всякий случай, чтобы не повредило опоры моста. От взрывов у моста навигация на Амуре не ускоряется. В этом убедились все — диктует низовье Амура. Если проектировщики моста заложили в проект «экономию» за счет снижения прочности опор, предусмотрев ломать лед взрывами, то это брак проекта, и почему его согласовал крайисполком? Тогда крайисполком дол-

КАКОЙ ЦЕНОЙ?

жен заказать проект ледоломов, а варварскую бомбардировку Амура надо прекратить.

А за ледоходом — новая беда: начнет работать карьер. Был Амур рыбодаю-щей рекой, затем стал водиотранспорт-ной артерией, сейчас в нашем народнохозяйственном плане у него и новое качество — карьер по добыче песка и гравия. В 1988 году только речной порт нашего города с русла Амура земснарядами, драгами и землечерпалками добыл для себя и для Японии около 10 миллионов тонн песка и гравия.

Ниже района добычи течет уже мутная вода с концентрацией взвеси до 111 миллиграммов на литр, что становится барьером для рыб. Из вскрытого грунта вымываются и уходят в воду соли, тяжелые металлы и их окислы, дополнительно загрязняющие воду.

Нужен и песок и гравий. Громадные залежи его есть в пойме и на островах. Но брать отсюда не хотят — экономически невыгодно. «Дешевле» промывать песок и гравий проточной амурской водой.

Владимир ДЕСЯТОВ,

инженер-конструктор завода имени Ленинского комсомола, народный депутат СССР, г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края

Не все поддается денежному исчислению. И все же если попытаться определить, во что обходится государству, то есть всем нам, ежегодный ущерб, наносимый природе и здоровью людей? В целом по стране такой статистики мы не встретили. А вот по отдельным районам данные имеются. Так, в Ярославской области этот ущерб оценивается в 90 миллионов рублей. Не лучше обстоят дела и в других областях. Мы предлагаем нашим читателям самим прикинуть общую цифру по Союзу.

А теперь...