Костёр 1980-11, страница 8

Костёр 1980-11, страница 8

/

КАКИЕ НОСЫ У ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ?

Начались раскопки.

Чего только не находят археологи, когда раскапывают города! Глиняную посуду, медные монеты, бронзовое оружие, золотые украшения, письма, нацарапанные палочками на глиняных кирпичиках или вырезанные на деревянных досках.

По этим находкам археологи представляют, как жили люди много лет назад.

Бек бросал лопатой землю в носилки, глядел на стены, постепенно поднимавшиеся из земли, и думал о людях, которые жили за этими стенами: похожи они на нас?

Он рассеянно взглянул на лопату — на ней лежал крупный розовый нос!

Держа лопату в вытянутых руках, ступая на цыпочках и не дыша, будто нос мог улететь, Бек принес его ко мне.

Розовый нос был нарисован на куске глины. Когда-то роспись упала со стены, разбилась, и остатки ее лежали теперь на полу. Краски превратились в пыль, так что нос и правда мог улететь, подуй только ветер.

Взяв кисточку и клей ЯГА, я намазал, напитал им нос. Потом заклеил его марлей, чтобы лучше сохранился за долгую дорогу в реставрационную мастерскую.

Пока я укреплял древний нос, Бек ходил вокруг, разглядывая его, посапывал.

Когда я закончил работу, Бек поглядел еще на мой нос и сказал: «Надо же, здорово! Носы у древних людей были совсем как у нас с тобой!»

ЭМИР БУРУНДУК

- i*

На краю древнего города поднимался холм под названием — тепе. Вообще-то все холмы в Средней Азии так называются. Но этот был особенный

тепе. Когда-то здесь стоял дворец правителя окрестных земель эмира Бурундука.

Дворцовые залы были на холме и вокруг холма. Даже в самом холме выкопаны пещеры.

Широкие и высокие ходы в пещере страшно чернели на склоне холма, и правитель Бурундук представлялся вдруг огромным зверем, который вот-вот зарычит и выползет на свет солнечный.

Начальник археологов Тарабукин показал мне площадку у подножия тепе.

— В этом з.але стоял трон Бурундука. Вот в этой нише.

Ниша была скромная, в ней поместилась бы пара стульев.

Мы вошли в зал правителя. Там и сям лежали на полу белые каменные диски.

— Основания колонн, — сказал Тарабукин.— Сами деревянные колонны сгнили давно.

Было ужасно жарко. Я сел в пустую нишу Бурундука, но тени и тут не было. Закрыл глаза и представил тень от крыши, которую поддерживали колонны. Потом — сами резные колонны из дерева карагач. Увидел стены, расписанные красными и зелеными красками.

Никак только не мог представить эмира Бурундука, как он сидит в нише на троне, на моем месте. Наверное, имя мешало — что за Бурундук?!

— Сидишь понемногу?

Открыв глаза, увидел я сторожа Дурды.

— Чего такое — копают и копают? Лучше б хлопок собирали, — сказал Дурды. — Зачем копают?

— Хотят знать, что лежит под землей, как люди раньше жили.

— Что под землей?! То же, что на земле. Постарее чуть. Чего землю зря тревожить? Трястись начнет! Вот колодец копать — вот хорошо!

— А что такое — Бурундук? — спросил я.

— Бурундук так и есть Бурундук. Вот ты Петя — так и есть Петя.

— «Петр» — значит «камень». А Бурундук? Может, просто зверек?

л.

НАШ

СЕМИНАР

Каждый год в редакцию «Костра» со всех концов страны съезжаются молодые писатели, приезжают те, чья работа — писать для детей.

Семинар — слово ученое,.оно означает обсуждение подготовленных кем-то докладов. Обычно семинары проходят в торжественной обстановке, на них во время докладов очень тихо. А на наших семинарах всегда шумно и весело. Это потому, что вместо докладов здесь читают стихи, рассказы, сказки. Ну как, действительно, удержаться от смеха, когда слушаешь рассказ Николая Федорова «Сеанс гипноза» (см. «Костер» № 1,1980 г.)? Или как не вздрогнуть от испуга, если в стихотворении

Владислава Макина («Костер» № 5, 1980 г.) по комнате ночью ходит страх? Наверное, все семинары приносят пользу и тем, кто в них участвует, и тем, кто их проводит. Но тогда у наших семинаров есть еще одна сторона, которая остается в выигрыше, — это вы, ребята, армия наших юных читателей. Потому что все, что обсуждается там, — для вас. В этом номере журнала мы печатаем кое-что из прочитанного на последнем

семинаре. Если рядом с фамилией

%

автора нарисовано перышко, — значит, он его участник. Значит, впереди у него и журнальные публикации и книги.

С. САХАРНОВ

)