Костёр 1981-08, страница 19

Костёр 1981-08, страница 19

/

зашелестели — на световой луч сползались страшные насекомые. Они выстроились вдоль полосы, и когда Вавилов стал медленно выносить фонарь из палатки, скорпионы послушно

последовали за ним...

А вскоре слушали доклад профессора Вавилова о мировых центрах культурных растений. Николай Иванович только что вернулся из Африки, но его сообщение — результат многочисленных поездок. Директор Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур рассказал о собранной в этих экспедициях коллекции семян. На ее основе ученые могут создавать новые высокопродуктивные сорта злаков. Теперь, утверждал ученый, мы сможем выводить новые сорта по заказу, выбирая из коллек-ции-запасника зерна с определенными генетическими признаками. Мы сможем улучшить старые сорта — управлять их качествами в зависимости от того, где будут их сеять. Какую пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу сможем создать мы для будущих поколений!

У ЛИНИИ ФРОНТА

...В особняке на Исаакиев-ской площади — Всесоюзном институте растениеводства — осталось четырнадцать человек. Их главная задача — сохранить живыми семена уникальной коллекции. Это значит, каждую весну высаживать в землю те образцы, которые пролежали в запаснике 4—5 лет, чтобы заменить семенами полученного урожая старые, теряющие всхожесть семена. Но до весны еще далеко. Окна сковала наледь. Ленинград погружен во тьму — первая блокадная зима. Над Исаакием висят аэростаты противовоздушной обороны. В здании института — холод, и пришлось прекратить работы по проверке семян на всхожесть. Хлебный паек сократился до осьмушки. В городе появились полчища крыс. Сегодня одна из сотрудниц увидела крысу в подвале, там, где хранятся зерна. Только бы не это! Правда, семена заку

порены в герметические банки. Но все равно надо делать обход. Каждый день.

Шатаясь на ослабевших ногах, спускались ученые-блокадники в заветный подвал. Сотрудников становилось все меньше. В те дни обычным явлением для оставшихся в осажденном городе ленинградцев стала смерть.

И вдруг радиостанции мира разнесли весть о гибели «ва-

виловской коллекции». Это была фальшивка, подброшенная в эфир Геббельсом. Разъяренные героическим сопротивлением ленинградцев, фашисты решили оклеветать их перед миром: «Советские ученые съели уникальные семена!»

...За кованой дверью — хлеб всего земного шара. А здесь, в маленькой, но зато самой теплой комнате, собрались оставшиеся в живых сотрудники. Сегодня праздник у ленинградцев — увеличили хлебный паек. Это убедительней любой сводки с фронта. Черный липкий квадратик лежит на столе. Это горький и сладкий блокадный хлеб. Но они могут помечтать сегодня о вкусном, пышном румяном каравае, который будет лежать после войны на каждом столе, в каждом доме.

ХРАНИЛИЩЕ В СТЕПИ

Улица в поселке одна. Остальные — аллеи. Гостю не так-то просто добраться по нужному адресу быстро, хотя от здания до здания — рукой подать. Как ни спеши, а зазеваешься. Уж больно диковинные вокруг деревья. Пирамидальные дубы, софора, одних кленов несколько разновидностей, чинары, каштанолистные дубы — у них даже желуди в иголочках, как плоды каштанов.

Называется поселок Ботаника. Здесь живут и работают сотрудники Кубанской опытной станции Всесоюзного научно-исследовательского института растениеводства имени Н. И. Вавилова.

Деревья расступились, и я стою на краю широкой бетонированной площади. Справа от нее — опытные делянки стан-

В 1919—1920 годах Вавилов исследовал Юго-Восточную Европейскую часть СССР, изучил все культурные растения Поволжья и Заволжья. Затем совершил путешествие в Хивинский оазис. Организовал многочисленные научные экспедиции по изучению растительных ресурсов Средиземноморья. Также изучил злаки Эфиопии, Ирана, Афганистана, Японии, Западного Китая, Кореи, стран Северной, Центральной и Южной Америки.

Изучив различные виды и сорта растений, собранные в странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, он установил очаги формообразования или центры происхождения культурных растений. В одних районах были сосредоточены растения с признаками скороспелости, в других — засухоустойчивости...

Под руководством и при участии Н. И. Вавилова в СССР была создана мировая коллекция культурных растений, насчитывающая более 300 тысяч образцов. Подобной коллекции не было ни в одной другой стране.

За научные работы в области иммунитета растений к инфекционным заболеваниям, происхождения культурных растений и открытия гомологических рядов в наследственной изменчивости растений Николаю Ивановичу Вавилову была присуждена премия имени В. И. Ленина. За исследования в Афганистане — Золотая

медаль имени Н. М. Пржевальского, за работы в области селекции и семеноводства — Большая Золотая медаль

ВСХВ.

Вавилов состоял членом и почетным членом многих зарубежных академий — Английской, Индийской, Аргентинской...

Сейчас Золотая медаль имени Вавилова присуждается за выдающиеся научные работы и открытия в области сельского хозяйства.

Тн ■