Костёр 1983-04, страница 40

Костёр 1983-04, страница 40

ОНИ ПИШУТ ДЛЯ ВАС

ПРО БОРИСА

ж и ТКОВА

Привезли шестилетнего мальчика погостить к бабушке, в Петербург. Квартира у бабушки была большая, мебель старинная и всюду — множество удивительных вещей. В комнате, к примеру, где мальчика спать укладывали, на полочке модель парохода. Да так мастерски и тонко сделанная! Как настоящий пароход... Наверное, по ночам, когда никто не видит, выходят изнутри парохода маленькие человечки, поднимают якоря, крутят руль-штурвал — и поплыли...

Так думал мальчик. И так он верил во все это и в человечков, что однажды, когда в доме все затихло, поднялся с постели и стал отковыривать край палубы. Поотрывал ванты, поломал пароход... Никаких человечков не поймал...

— А... — скажете вы. — Знаем, знаем... Это же из рассказа Бориса Житкова! «Как я ловил человечков»!

Конечно! Этот случай был с ним, когда он был совсем маленький. А уж спустя много-много лет он описал его.

Родился Борис Степанович Житков 30 августа 1882 года неподалеку от Новгорода. Отец его

был преподавателем математики в лицее, мать хорошей музыкантшей, пианисткой. Позднее Житковы переехали в Одессу, к морю. Тут уж увидел он настоящие корабли. Греческие парус-ники-дубки, турецкие фелюги, французские шхуны. Услышал и истории: про кораблекрушения, про контрабандистов, про зарытые клады. Как было не полюбить море?

В тринадцать лет Борису Житкову посчастливилось пойти на грузовом судне, на пароходе «Но-восильский». Взял его с собой в дальний рейс капитан, знакомый его отца. Тогда Житков увидел настоящее море, море без берегов, узнал, как живет команда на пароходе, как работает. Лазал и в матросский кубрик, и в кочегарку. И шторм настоящий попробовал впервые, новороссийскую бору, прихватившую их перед самым входом в порт...

А когда был Житков еще гимназистом, построили они с приятелем своими руками небольшую яхту «Секрет». Яхта получилась легкая, стройная. Решили идти на ней открытым морем в Ялту. Шли почти трое суток, пока'сентябрьский шторм не выбросил их на Тендровскую косу. Волнами яхту разбило в щепки. До самой смерти не мог забыть Житков о «Секрете», суденышке, построенном собственными руками.

Подраставшего Бориса Житкова интересовало многое: музыка и фотографирование, математика и химические опыты, литература и астрономия. Не удивительно, что с годами Житков получил очень разностороннее и глубокое образование. Он окончил университет в Одессе, стал по специальности химиком, потом сдал экстерном экзамены на штурмана дальнего плавания, потом окончил курс политехнического института в Петрограде и получил еще один диплом инженера-кораблестроителя. Если к этому добавить, что он был неплохим ихтиологом, в совершенстве владел несколькими языками и прекрасно играл на скрипке, то вам станет ясно, каким он был энциклопедически образованным и незаурядным человеком. И труд знал не понаслышке: в 1910 году на практике в Копенгагене он работает слесарем и токарем на механическом заводе «Атлас», в 1914 году — на судостроительном заводе, в конструкторском бюро в Николаеве, в 1915, в Архангельске — Житков — инспектор специального бюро, которое следило за исправным состоянием судов.

Когда началась мировая война, Житкова призвали на службу в военный флот в чине мичмана. А так как к этому времени он имел опыт полетов на самолетах, начальство направило его в Англию — принимать авиационные моторы.

Годы революции застали Житкова в Одессе, где он работал инженером порта. С приходом в Одессу белых, Житкову, о связях которого с большевиками в городе знали многие, пришлось скрываться — жить у рыбаков в глухом местечке, пока не прогнали белых.

В 1924 году Житков решил переехать в Ленинград: знакомые обещали помочь — устроить на работу. Но в стране была разруха, промышленность только начинали восстанавливать.

38

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Комната со множеством полок
  2. Борисом Николаевым

Близкие к этой страницы