Костёр 1985-09, страница 48

Костёр 1985-09, страница 48

г

ЧТО ЧИТАТЬ? КАК ЧИТАТЬ?

У меня уже восемьдесят своих книг. Собирать мне дальше библиотеку? Какие книги обязательно надо прочитать? Некоторые делают пометки на полях, когда читают, некоторые записывают содержание (особенно девочки). Это хорошо или плохо?

Миша Волков,

12 лет, Усть - Каменогорск

Ответить на это письмо мы попросили

октора

филологических наук,

профессора Виктора

Лндронниковича МАНУЙЛОВА

Дорогой друг! Юный читатель! В твоих руках книга. Ты еще не знаешь, понравится ли она тебе, будешь ли ты ее читать. Но подумал ли ты, что книга вообще неразрывно связана с историей человечества? Что она подобна машине вре

мени

— переносит нас в далекие века, помогает преодолеть пространство, с помощью переводчиков сближает народы. Книги можно назвать памятью человечества, сокровищницей наук и искусств...

Итак — твои вопросы. Собирать библиотеки и можно и нужно. Почти у каждого моего знакомого есть своя домашняя библиотека, большая или маленькая. Но, начав собирать книги, надо помнить, что библиотека — это снежный ком, она растет неудержимо, меня, например, она уже вытесняет из квартиры. Значит, нужен отбор. Собирать надо или книжки любимые, или нужные. Во всех случаях своя библиотека — это не коллекция книг, а собрание твоих собеседников, желанных и нужных.

Два слова о том, как относились к книгам некоторые деятели русской культуры. Пушкин читал очень много, сам собирал книги. Читал на французском, знал похуже английский и немецкий, мог понимать по-польски (беседовал с Мицкевичем, кое-что перевел). Имел большую библиотеку. То же можно сказать про Льва Николаевича Толстого — он всю жизнь читал и собирал книги. Между прочим, делал из них выписки, особенно

любил афоризмы, собрал и издал под названием «Круг чтения» три тома этих мудрых изречений.

Большая библиотека была у Александра Блока. Он тоже читал и на немецком и на французском. В библиотеке кроме прозы и поэзии у него было много книг по истории и философии. А вот с Александром Грином, автором «Алых парусов», судьба обошлась в этом отношении неласково. Блок за всю жизнь сменил всего два-три места, а Грин был скитальцем, книги знал и любил, но когда попадаешь в маленькую беленую хатку в Старом Крыму, где прошли его последние годы, то видишь: «Да, тут не до библиотеки...»

Громадное собрание книг было у моего учителя, ученого-пушкиниста Щеголева. Ценнейшее! Увы, после его смерти оно пошло по рукам, было распродано наследниками. Это преступление! Я был беден, но, собрав у знакомых деньги, купил полный

комплект «Русской старины» и «Русского архива» — всего около 14 тысяч журналов. Когда в 70-х годах открывался Лермонтовский заповедник в Тарханах, я преподнёс их в дар заповеднику. Маленькая частичка щеголевского собрания теперь бережно хранится. Вот цена даже части настоящей библиотеки!

Многие читают «запоем», без передышки, пока не дочитают до конца. Вряд ли такое чтение полезно. Стоит ли перечитывать книги? Конечно. Один из моих учителей, когда я пришел к нему, дочитывал «Войну и мир». Я спросил его, в который раз он читает эпопею. «В девятнадцатый раз,— отвечал профессор.— И только сейчас я понял, что очень многого раньше не замечал, не понимал, не ценил».

Сложнее вопрос о пометках на полях, как мы говорим — маргиналиях. Их можно делать, конечно, только на своих книгах или с разрешения владельца. На библиотечных книгах даже библиотекарь не может разрешить читателю что-то писать на полях страниц. Нужно ли говорить о том, что книгу следует ува>#ать и беречь. Книги долговечнее людей (если с ними обращаются заботливо!).

Какие книги нельзя не прочитать?

Список может быть сколь угодно велик, я могу перечислить только то, что приходит сразу на ум, ничтожную долю из книжных сокровищ, накопленных человечеством. А. С. Пушкин — его надо прочитать всего... Это же относится к нашей гордости — М. Ю. Лермонтову и Н. В. Гоголю... Дальше пойдут отдельные названия: «Хаджи Мурат» Л. Н. Толстого, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Дон Кихот» Сервантеса, лучшие книги Жюля Верна и Герберта Уэллса, «Сказки тысячи и одной ночи» в детгизовском издании. На всю жизнь запомнилась мне прочитанная в детстве «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу. Конечно, книги о природе: Э. Сетон-Томпсон, В. Бианки... Нет, такие рекомендации, пожалуй, занятие безнадежное — всего не перечислишь. Как завидую я вам, вы читаете все впервые!