Пионер 1986-11, страница 5много. Мария Петровна и раньше участвовала в партийной работе, еще с пятого года. А с апреля семнадцатого, с тех пор, как ее приняли в партию большевиков, выполнять партийные поручения стало для нее не просто обязанностью, а жизненной необходимостью. Вот только как там дома сыновья? И есть им особенно нечего. И главное—усидят ли они дома, не побегут ли на улицу? А там опасно. Вроде уже большие—старшему тринадцать, младшему де-. сятъ,— а все равно душа болит... Мария Петровна взяла связку газет, которые надо было распространить по району, и пошла сначала на свой завод. Еще издали увидела у ворот две мальчишечьи фигурки. Сыновья. -— Что это вы здесь делаете?—спросила Мария Петровна.— Я ведь вам сказала: из дому ни на шаг... Младший, не обращая внимания на суровый голос матери, обнял ее, а старший спокойно ответил: — Мы бы ни на шаг, да только тебя долго нет. В городе вон какая стрельба. Мало ли что случиться может. Вот мы и пришли узнать, что с тобой. Мария Петровна не смогла больше выдержать сурового тона. Она расцеловала сыновей. Младшему такое обращение даже понравилось, а вот старший только стерпел—нежностей не любил. — Домой когда придешь, а, мам? Мария Петровна рассказала, какие события происходят, почему она не приходит домой, что делает. — Мы тебе помогать будем,— решил старший. — Мы с завода не уйдем,—добавил младший. Ну что с ними сделаешь? Мария Петровна дала половину газет старшему, и договорились с ним, что он пойдет с газетами по Тверской, а она с младшим—по Дмитровке к Страстному монастырю. Встретиться условились у памятника Скобелеву, у Моссовета. Старший убежал, а Мария Петровна с младшим двинулись к Дмитровке потише. Дошли до Садовой—и попали под обстрел белых. Ко всему можно привыкнуть, а вот к стрельбе невозможно. Марию Петровну на секунду сковал страх. Потом она решила—лучше переждать обстрел. Повернулась—сынишки не было... Теперь уж она испугалась так, как не пугалась никогда. Несколько раз позвала сына. Тот не появился. Что делать? * Обстрел продолжался. Надо все же было разнести газеты. У памятника ждал уже, может быть, старший сын. Нет, надо идти вперед. Мария Петровна раздала газеты по установленным пунктам. У памятника Скобелеву встретилась со старшим сыном. Теперь, когда задание было выполнено, когда она видела одного из своих мальчиков, ее охватила тревога за второго, которую до сих пор она тщательно прятала. Они отправились на поиски. Из-под ворот одного из домов близ Страстного монастыря Марию Петровну окликнули: — Мам!.. Обнимая сынишку, Мария Петровна подумала: «Завтра я его снова с собой возьму». VI Этот рассказ можно найти в воспоминаниях участницы Октябрьской революции Т. Ф. Людвин-ской. Дальше в этих воспоминаниях написано: «Рабочая молодежь района, дети рабочих в те дни играли немалую роль. Они были прекрасными связными, разведчиками. Они разносили наши газеты, выпускавшиеся райкомом бюллетени о ходе борьбы, листовки и воззвания Московского боевого центра». Участвуя в борьбе против эксплуататоров, молодежь проходила курс коммунистического воспитания. В нашей стране построено развитое социалистическое общество. Но курс коммунистического воспитания не закончен. Советское общество не остановилось в своем развитии. Оно неустанно движется к коммунизму. В новой редакции Программы КПСС, которая была принята на XXVH съезде партии, есть подробное, развернутое, полное и глубокое определение коммунизма. Наверное, если прочесть это определение недостаточно внимательно, то самым важным может показаться, больше всего может понравиться принцип: «От каждого—по способностям, каждому—по потребностям». Этот принцип провозгласил еще Карл Маркс, один из создателей коммунистической теории. И принцип этот действительно прекрасен. Но слишком бедно воображение тех, кто предполагает, будто осуществить этот принцип—значит дать одному человеку десяток автомобилей, другому—дворец, третьему—тонну мороженого, десятому—.., трехмиллиардному—... Если мы хотим построить коммунизм, мы должны понять, что «потребность» не означает только «получать», «приобретать». Для людей социалистического, и тем более коммунистического, общества «потребность» означает еще и «отдавать». Внимательно прочтем еще раз определение коммунизма. И увидим слова: «...труд на благо общества станет для всех первой потребностью...» И еще: «Коммунизм—это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников...». VII Революционная борьба, строительство социализма помогали воспитанию нового человека, помогали формированию новых, коммунистических понятий Совести, Чести, Долга, Справедливости, новой коммунистической нравственности. (Ученые называют науку о Добре и Зле этикой, а то знание, которое изучает эта наука,— моралью, или нравственностью. ) Чем дальше развивается социализм, чем больше ускоряется его движение к коммунизму, тем большим становится значение Совести, Чести, Долга, Справедливости. Свободный и сознательный человек трудится не потому, что его принуждают, не потому, что он стремится к прибыли. Свободный труд—это труд, необходимый человеку, дающий ему самую высокую радость—радость творчества на благо всего общества. И единственный закон, который может регулировать свободный труд,—это закон Совести, нравственный закон. Коммунистическая нравственность, коммунистическая мораль—это мораль коллективистская, гуманистическая, активная, деятельная. Начинать учиться этой нравственности нужно как можно раньше. Нужно избавляться от эгоизма, себялюбия и своекорыстия. ©
|