Пионер 1989-08, страница 27кратическая структура, а вольная ассоциация всех, кто борется за новую школу и готов даже к неприятностям, поскольку борьба идет, к сожалению, с переменным успехом... Ну, так вот, в такой Союз, ясное дело, захотели вступить и коммунары. Кстати, многие из их объединений еще в шестидесятые годы, чтобы не махать красной тряпкой перед лицом неприятеля, переименовали себя в какие-нибудь подростковые клубы, форпосты и черт-те еще во что. Я смотрю на совсем юных ребятишек, собравшихся в преддверии съезда учителей. Жив, жив курилка — практически все подростковые объединения, которые представлены на встрече, корнями своими уходят в «Орленок», в коммунарские клубы шестидесятых. В Детской палате ребята 13, 14, 15, 16 лет. Казалось бы, что могут сделать такие молодые люди? Но вот я листаю Каталог сборов, составленный ими. Тут десятки самых разных тем, и Каталог пополняется практически ежедневно. Например, сбор под девизом «Рождение Совета». Тут задача ясна: помочь ребятам и взрослым сделать самый первый шаг в совместной деятельности, превратить Совет школы — а во всех школах сейчас рождаются Советы — в команду если не единомышленников, то сотрудников, понимающих друг друга с полуслова. Сбор идет 72 часа. В конце сбора появляются контуры программы, по которой Совет может жить дальше в ближайшее время. Хватило бы силенок провести такие сборы во всех школах! А то ведь грустное зрелище представляют собой сегодняшние Советы: слово звучное, ко многому обязывающее, но в большинстве случаев никто не знает, что это за штука такая и как ее к жизни приспособить. Один смышленый малец сколотил такой Совет явочным порядком, потом пришел к директору школы и говорит: «Вы, директор — исполнительный орган нашего Совета, а потому выполняйте наши решения». А директор ему отвечает: «Милый мальчик, при всем желании я не могу выполнять ваши решения, у меня для этого нет ни средств, ни материалов». Мальчик обиделся и сказал, что больше он в демократию играть не хочет. Тем все и кончилось. Сложное это дело— самоуправление. А вот другой сбор, точнее, целая серия под общим девизом «Машина времени». Сегодня уже вряд ли кто станет спорить, что проходить историю лучше не в классе, шелестя страницами скучнейших учебников, а «путешествуя по эпохам». Но где, скажите, готовят гидов по таким путешествиям? Тут ведь мало быть профессионалом-историком или хотя бы выпускником истфака педагогического института. Ну, а коммунарский сбор, по сути, и строится как «путешествие», так что опытный организатор сбора, покорпев над книгами, вполне может приоткрыть для желающих дверь и в средневековый город, и в Элладу. Если бы «Машина времени» каталась по эпохам регулярно — кто знает, не отпала бы необходимость в привычных уроках истории? Но это пока мечты, им если и суждено воплотиться, то где-нибудь к середине девяностых годов, хотя кое-что и сегодня делается. Сбор «Синяя блуза». Вроде бы речь об агитбригаде, но одна особенность имеется: в роли драматурга, режиссера выступает каждый. В этом, собственно, и заключен один из основных коммунарских принципов: на сборе нет деления на Авторов и Исполнителей, тут стираются грани между сценой и залом, между руководителями и подчиненными... Еще одна интересная деталь: сценарии составляются с ходу и на местном материале, высший класс— это когда удается не только зафиксировать недостатки, но и предложить способы их ликвидации. Есть еще сбор «Перевод с непонятного». Он для тех, кто хочет изучить и подростковый сленг (в нем, оказывается, около пятисот слов), и моды, и музыкальные ансамбли — ну, в общем, то, без знания чего подступиться к современным ребятам практически невозможно. Я сам однажды стал «жертвой» своего любопытства. Меня усадили на стул и поочередно с помощью расчески и ножниц превращали то в панка, то в металлиста, то в любера. Я смотрел на себя в зеркало и думал: господи, как же немного и надо-то, чтобы причислить себя к стану неформалов... Сбор «Единое древо». Его еще называют этнографическим сбором. Это не просто «путешествие» в историю того или иного народа, но и поиски каких-то общих корней— в мифологии, в секретах народного ремесла, в кухне, фольклоре и даже... в устройстве бани. Видел я сборы, на которых подавались «языковые тревоги», когда нужно было говорить только на чужом языке, и если ты знал всего лишь несколько слов, то приходилось выкручиваться кто как умел: жестами, мимикой. Видел я удивительную картину: с помощью специально подобранного оркестра из древних музыкальных инструментов удавалось сплотить в слаженный ансамбль представителей разных национальностей, которые понимали друг друга без слов. Впрочем, я увлекся. Сводный Каталог сборов выходит регулярно, его можно заказать в Детской палате. Правда, копировать сценарии сборов практически бесполезно. В том-то и состоит и проклятие, и счастье коммунарства. что секреты технологии передать можно лишь из рук в руки. В редчайших случаях (за много лет мне лично пришлось столкнуться с одним таким человеком) кому-то удается провести настоящий коммунарский сбор, разобравшись в методике по книгам и журнальным публикациям. Все остальные постигали азы, работая рядышком с опытным человеком, который и сам порой не мог объяснить, почему именно в данный момент он делает так, а не иначе. Наверное, когда-нибудь наука сумеет разгадать это явление, но вряд ли скоро: тайны интуиции, творчества, озарения за семью печатями... Но путь, повторяю, есть. Надо попасть на стажировку к кому-то из очень опытных организаторов (их список тоже есть в Детской палате), причем вполне может оказаться, что такой человек проживает не так уж далеко от твоего дома. В Детскую палату надо писать по адресу: Москва, ГСП, ул. «Правды», 24, 6-й этаж, комната 673. «АП» — Детская палата Союза учителей. Может быть, этот адрес заинтересует и твоих учителей, пионерских вожатых, шефов. Можно подать и от себя личное заявление: «Хочу стать комиссаром, пусть я пока мал, но готов учиться, учиться, учиться...» Но это совет только для тех, кого мои заметки-воспоминания заинтересовали всерьез. До встречи на сборах!
|