Техника - молодёжи 1939-06, страница 28

Техника - молодёжи 1939-06, страница 28

Другой инструмент, сконструированный также И. Симоновым, представляет собой небольшой ящик на ножках, напоминающий по своему виду радиоприемник. Этот небольшой ящик призван притти на помощь таким громоздким членам любого оркестра, как литавры или турецкий барабан. Под двенадцатью клавишами электрического ударника также скрыты обычные телефонные переключатели. Легким прикосновением к клавишам исполнитель извле

румента: имея на клавиатуре три октавы, музыкант фактически распоряжается пятью. Этим ними уже приближается к роялю, имеющему семь октав, зато клавиатура рояля в два с лишним раза длиннее.

Нажимая ключи левой панели, исполнитель создает эффект затухания, когда звук очень плавно ослабевает и, перейдя порог слышимости, совсем угасает. Комбинацией ключей вызываются своеобразные звуки с мягким началом и коротким затуханием, с мягким началом и длинным затуханием (как у медных духовых), с коротким ударным началом и последующим затуханием (как у струнных и ударных инструментов).

Правая педаль приводит в действие обычный потенциометр, с помощью которого регулируется громкость. Усилитель дает возможность получить любую громкость.

Нередко при трансляциях из театра к с концертных эстрад искажаются голоса и звуки. Происходит это оттого, что диапазон громкости для радиовещания ограничен, н при радиопередачах надо искусственно суживать громкость. В противном случае при перегрузке радиовещательного тракта мы слышим в репродукторе дребезжание, а тембры голосов или инструментов искажаются; при недостаточной громкости собственные шумы радиовещательного тракта — шумы студии, передатчика, эфира, приемника — окажутся громче и заглушат передачу. «Скорой помощью» является радиофоник, который регулирует громкость и иа ходу «подчищает» передачу. Но фоник, как правило, производит свою работу с некоторым запозданием и по существу лишь подправляет уже полученные дефекты, а не предупреждает их. В электрических инструментах громкость и тембры устанавливаются педалью в точном соответствии с границами радиовещательного тракта; поэтому отпадает необходимость в фонической помощи.

При передачах электромузыкальных инструментов в эфир можно и вовсе обойтись без микрофона. Электрические колебания звуковых частот снимаются в этом случае на передатчик непосредственно с выходных зажимов клавишного инструмента.

Можно представить себе такую картину... Радиостудия. Ярко горит транспарант: «Тише! Передача началась. Микрофон включен». По клавишам ними бегают пальцы музыканта, но самого инструмента мы не слышим, а в то же время кто-то заговорил в студии или даже начал настраивать инструменты. Мы готовы возмутиться: что за беспорядок во время передачи! Нас успокаивают: звук электроинструмента проходит непосредственно в эфир, минуя микрофон и студию. «Не угодно ли проверить?» говорит техник, протягивая наушники. И мы действительно слышим предельно чистые, избавленные от постороннего «мусора» звуки.

Особенности электромузыки позволяют создавать самые различные эффекты. Можно, например, с одного ними подавать звук на целую группу репродукторов, размещенных на некотором расстоянии один от другого. Аудитория слышит тогда как бы унисонную игру нескольких однородных инструментов. Помещая какой-нибудь из репродукторов не на эстраде, а в конце зала, можно получить эффект эха. При нажиме левой педали инструмент в любом из своих тембров начинает звучать с вибрациями.

Клавиатура и нотный пюпитр электромузыкального инструмента сними». На фото— конструктор инструмента И. Д. Симонов.

кает звуки одной или двух литавр, большого барабана, ксилофона. Как известно, перестройка литавр или барабана с одного тона на другой — чрезвычайно кропотливая процедура. Нередко она вынуждает композитора или дирижера отказаться от задуманного эффекта. В электрическом ударнике простое нажатие соответствующего клавиша мгновенно создает новое звучание.

Электрическая схема здесь несколько отличается от ними, у которого незатухающие звуковые колебания возбуждаются в ламповом генераторе. В ударном инструменте генератора нет, его службу несет колебательный контур, возбуждаемый толчком постоянного тока. Электричество создает здесь только затухающие колебания.

т. е. звуковой удар, который в обычном оркестре музыкант также извлекает ударом о кожу литавр или барабана.

С новыми инструментами Московской консерватории ознакомились крупные советские музыканты. Профессор-орденоносец Генрих Нейгауз нашел «колоссальными возможности, открывающиеся перед исполнителем на электроинструментах», и выразил желание быть в числе первых исполнителей. Композитор Сергей Прокофьев внимательно ознакомился с характерными тембрами новых инструментов и рею лен-довал разработать ксилофон с клавиатурой.

Проверка электродеталей «В-5».

27