Техника - молодёжи 1940-02-03, страница 27

Техника - молодёжи 1940-02-03, страница 27

I революция j селах и лс атаманы и «

А- ПОЛУПАНОВ

СТАЛИНСКОЕ ЗАДАНИЕ

Наступала.весна 1919 г. —боевая и тре-| южная весна для Советской Украины. По всей стране бушевала гражданская война. Только недавно — в январе — ушли из Киева войска продажного гетмана Скоро-щдского. Вслед за ними полетели и разгромленные Щорсом петлюровские гайдамаки. В начале февраля красные войска вернули Киев советской власти, но контр-

---------„ ,уже ГОТОВцла новые походы. В

лесах скрывались всевозможные I «батьки». Разбитые петлюровцы Г опять собирали свои силы. На Дону с J помощью Антанты снаряжалась в поход [. белогвардейская армия Деникина, г Вот в эти дни, в марте 1919 г., по пря-L маму указанию товарища Сталина, на j Днепре .и его притоках .создавалась речная военная флотилия. Организация этого дела была поручена мне, как бывшему моряку Черноморской эскадры. 1 Весть о том, что на Днепре организуется красный боевой флот, быстро облетела 'украинских рабочих и матросов. В штаб флотилии, который помещался на Подоле (киевское предместье), каждый день приходили новые добровольцы. Были здесь моряки Черноморского флота — матросы и офицеры знаменитой эскадры, которые еще в 1918 г. потопили свои суда, чтобы они пе достались интервентам. Приходили рабочие киевских заводов, участники боев с петлюровцами и немецкими оккупантами. 1 Приходили и старые водники, которые десятки лет водили по Днепру пассажирские и буксирные пароходы. Живо помню старого седого капитана, вышедшего в отставку еще до революции. Он категорически | настаивал, чтобы его онова взяли во флот. Приходили целыми семьями. Так, пришли во флотилию три брата Пловецкие, два брата Агеевы, четыре брата Дьяченко...

Одновременно с набором людей надо было позаботиться о снаряжении судов. Боевой флот приходилось создавать из буксирных пароходов. Это было обычным явлением в первые годы революции, когда мирные грузовики превращались чуть лине в танки, а из угольных платформ сооружались бронепоезда. Мы обратились за помощью к старым специалистам киевской верфи. Нам нужно было узнать: смогут ли буксирные пароходы выдержать тяжесть

артиллерийских орудий и силу отдачи при

специалисты. — Вы потопите пароходы.

В доказательство спецы приводили всевозможные расчеты. Но среди навербованных моряков оказались свои знатоки, которые отлично понимали, в чем дело.

— Не беспокойтесь, товарищ командир, — сказали omf, — это арифметика классовая. Ведь спецы —на службе у пароходных хозяйчиков. Доверьтесь нам—будут суда с орудиями.

Каждый раз когда мы приходили на верфь, владельцы буксирных пароходов смотрели на нас с нескрываемой злобой.

Появилась даже статья в газете за подписью этих хозяйчиков. Прикрывшись доводами спецов, они называли нас, организаторов флотилии, «невеждами м разрушителями судов». Этот взгляд встретил поддержку среди троцкистских руководителей 12-й армии. Начальник штаба армии Кутарев, оказавшийся предателем, возражал против «вредной партизанской затеи» и мешал нам чем только мог.

Но матросы и рабочие не отступали. Днем и ночью продолжались работы на киевской верфи. Сначала надо было облицевать суда броней. Наша первая «броня» представляла собой простую дощатую обшивку. Между досками и корпусом судна мы насыпали песок. Так мы забронировали некоторые наиболее уязвимые части судов, в первую очередь рубки рулевого управления. Конечно, такая «броня» могла защитить только от пуль или мелких снарядных осколков.

Самое трудное заключалось в том, чтобы вооружить наши «броненосцы». Мы решили установить иа них трехдюймовые полевые пушки. Под лафет каждого орудия подводили прочный штырь, который пропускали вниз, под палубу, и с помощью башмака крепили на шпангоутах. Для более удобной горизонтальной наводки на палубу настилалось кольцо из полосового железа, а на конце лафетного хобота насаживали ролик, «оторый ходил по этому кольцу, как по рельсам. Для защиты артиллеристов перед каждым орудием были поставлены стальные шиты.

Так мы вооружили шестнадцать пароходов, установив на каждом по две пушки (на носу и на корме) и по четыре пулемета.

Рисунки С. ЗЕЛИХМАНА

Под конец осталось самое легкое дело, которое, однако, вызвало немало споров среди команды: дать нашим кораблям новые боевые названия. Матросы-черноморцы хотели, чтобы суда назывались так же, как миноносцы и крейсеры погибшей Черноморской эскадры. Так появились на свет «Мстительный», «Геройский», «Гневный», «Грозящий» и другие бронепароходы. На каждом из них были свои пулеметчики и артиллеристы. Был организован также десантный отряд, который мог в любую минуту высадиться и вести борьбу на суше.

Капитанами на пароходах остались старые днепровские водники, хорошо знающие реку. К каждому из них я приставил заместителя из наших моряков-матро-сов, чтобы они учились водить пароходы по Днепру. И не уопел еще старый Днепр сбросить свои ледяные оковы, как суда военной флотилии были готовы отправиться

. бой.

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ

Но первое боевое крещение команда флотилии получила не на воде, а на улицах киевского предместья, близ самого нашего штаба.

В первых числах апреля петлюровцы решили среди бела дня захватить Киев. В условленный день кулацкие шайки, вооруженные винтовками, обрезами и даже вилами, подступили к пригородному поселку Куреневка, расположенному близ самого Подола. Бандиты начали громить дома бедняков, евреев и рабочих, убивая ни в чем неповинных людей.

Климент Ефремович Ворошилов, бывший в то время наркомом внутренних дел Украины, немедленно прибыл на Подол и организовал отпор кулацким бандам. Под руководством товарища Ворошилова матросы нашей флотилии первыми вступили в бой. Схватка происходила неподалеку от верфи. Матросы выбй„а;.и погромщиков из домов, из-за укрытий, гнали их по улицам. Рядом с нами сражались киевские комсомольцы и рабочие.

Многом матросам так и не пришлось совершить свое плавание по Днепру —они погибли в этом сражении. Но петлюровские бандиты были разгромлены и отброшены далеко за город. Их остатки скрылись в вышгородских лесах.

25