Техника - молодёжи 1944-01, страница 19

Техника - молодёжи 1944-01, страница 19

За неизбежным чаем я, что называется, излкл художнику душу, или, вернее, то, что запале в нее после недавнего высокогорного путешествия. Повядимому, Чоросов поверил искренности1 моего восхищения. Он стал приветливее, его ойротская молчаливость сменилась дружеской беседой.

После чая он повел «меня в мастерскую. Просторная неоклеенная комната с большими окнами занимала половину дома. Среди множества этюдов и небольших картин выделялась одна картина, к которой меня как-то сразу потянуло.

Чоросов сказал мне, что это вариант картины «Дены-Дерь» — озеро Гор- ых духов, которая находится в одном и* сибирских музеев. Я слыхал об этой картине, но раньше не видел ее

Я опишу эту картину по возможности подробно, так как она будет иметь важное значение для понимания дальнейших событий Небольшой холст—не более метра в ширину — в простой черной раме светился в лучах вечернего солнца своими чистыми красками. Синевато-серая гладь озера, занимающего всю среднюю часть картины, дышала холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивался с пятнами чистого снега, лежал ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного кедра. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывали на поверхность озера то зеленоватые, то се-ро-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимали вверх густые ветви, как взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрывались белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов В центре картины ледниковый трог, заполненный ослепительным снегом, опускал в озеро вал голубого фирна, а высоко над ним поднималась алмазная трехгранная пирамида, от которой в сторону вился шарф розовых облаков. Левый край долины составляла гора в форме правильного конуса, также почти целиком одетая в снежную мантию. Гора стояла на широком фундаменте, каменные ступени которого гигантской лестницей спускались к дальнему краю озера...

От всей картины так и веяло той отрешенностью и холодной сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту. Я забыл обо всех остальных картинах и долго стоял, всматриваясь в подлинное лицо алтайских бел; ков, удивляясь тонкой наблюдательное! и народа, давшего озеру имя Дены-Дерь — озера Горных духов,

Чоросов, сощурившись, поглядывал на меня, довольный произведенным впечатлением.

— Где вы нашли такое озеро, Григорий Иванович? — опросил я. — Да и существует ли оно на самом деле?

— Озеро существует. Иг должен сказать, оно, конечно, лучше, чем- здесь, — ответил Чоросов. — Ну, а найти это озеро нелегко...

Художник пытливо посмотрел на меня и продолжал:

— Вы, наверное, не знаете, какие легенды у ойротов связаны с этим озером?

— О, должно быть, интересные, раз они так поэтично назвали озеро!

Чоросов перевел взгляд «а картину,

— Вы на картине ничего особенного не заметили?— спросил он.

— Вот тут, в левом углу, где гора конусом, — сказал я. — Извините, Григорий Иванович, но тут мне краски показались просто невозможными.

— А посмотрите-ка еще, повнимательней...

Я стал всматриваться в удисившее меня место- И такова была тонкость работы художника, что чем больше я смотрел, тем больше деталей как бы всплывало *м глубины картины. У подножья конусообразной горы поднималось зеленовато-белое облако, излучавшее слабый свет. Перекре

щивающееся отражение этого света и блеск от сверкающих снегов на воде давали длинные полосы теней почему-то красных оттенков. Еще более густые красные маэки виднелись в изломах скал. А в тех местах, где из-за белой стены хребта проникали прямые солнечные лучи, надо льдами и камнями вставали длинные, похожие на огромные человеческие фигуры столбы Синевато-зеленого дыма или пара, придававшие какой-то зловещий и фантастический вид этому участку ландшафта.

— Вот этого я не понимаю! — Я указал на синевато-зеленые столбы.

— И не старайтесь, — усмехнулся Чоросов.—Вы природу хорошо знаете и любите, но вы не верите ей.

— А как вы сами, Григорий Иванович, объясните эти красные огни на скалах, сии*-зеленые столбы, светящиеся облака?

— Объяснение простое — горные духи, — спокойно ответил Чоросов.

Я быстро повернулся к нему. Но и тени усмешки не заметил я на его замкнутом лице.

— Я не шучу. Вы думаете, название озеру дано за его неземную красоту? Нет. Красота красотою, а слава у него дурная. Вот и я — картину сделал, а ноги еле унес. В девятьсот девятом я там был и до тринадцатого болел...

Я попросил художника рассказать о легендах, связанных с озером.

— Хорошо, — согласился Чоросов, — пойдемте сядем.

Мы уселись на широком диване, покрытом грубым желто-синим монгольским ковром.

— Красота этого места, — начал Чоросов,— издавна привлекала людей, но ка-кие-то непонятные силы часто губили приходящих к озеру. Роковое влияние озера испытал и я, об этом — после. Интересно, что озеро наиболее красиво в теплые летние дни, и именно в такие дни сильнее проявляется его губительная сила. Как только приходившие к озеру люди видели кроваво-красные огни на скалах, мелькание сине-зеленых призрачных столбов, они начинали испытывать странные ощущения... Окрестные снеговые пики словно ложились венцом на их голову, давя чудовищной тяжестью, в глазах начиналась неудержимая пляска световых лучей. Людей тянуло туда, к круглой конусовидной горе, где им мерещились тени горных духов. Но как только добирались они до этого места, все исчезало, оставались одни лишь голые скалы. Задыхаясь, едва пере

двигая ноги от внезапной потери си и < угнетенной душой, несчастны* уходи ли из 1Кжового места. Но обычно в пути и . настигала смерть Только несколько сильных Охотников, как-то раз попавших к озеру, с невероятным трудом добрались до ближайшей юрты. Многие из них умерли, другие долго болели, потеряв навсегда былую силу и храбрость. С тех пор Дены-Дерь разнеслась недобрая слава. Люди почти перестали бывать на кем. Там нет ни зверя, ни птицы, а на левом берегу, где бывают сборища духов, не растет ничего, даже травы... Я еще в детстве слыхал эту легенду, и меня давно тянуло побы вать во владениях горных духов. Двадцать лет тому назад я был там и провал два дня в полном- одиночестве. В первый день я не заметил ничего особенного и долго работал, делая этюд за этюдом Однако в этот день по небу быстро проносились густые облака, освещение часто менялось, и мне не удавалось схватит ✓ прозрачности горного воздуха. Я реши* остаться еще на день, заночевав в леске* в полуверсте от озера. К вечеру я ощутил легкую тошноту и странное жжение во рту, заставлявшее меня все время сплевывать слюну... Чудесное сияющее утро следующего дня обещало яркую погоду. Я поплелся к озеру с тяжелой головой борясь со слабостью, но вскоре увлекся работой и забыл про недомогание. Солнце сильно пригревало, когда я закончил разработку этюда и отодвинул мольберт, чтобы бросить -последний взгляд на все озеро. Я сильно устал, руки дрожали, в голове временами странно мутилось, и темнело в глазах. Тут я и увидел духов озера. Над прозрачной гладью воды проплыла тень от облака. Солнечные лучи, пересекавшие наискось озеро, стали как будто ярче после минутного затемнения. На удалявшейся грани света и тени я вдруг заметил несколько столбов призрачного сине-зеленого цвета, имевших сходство с громадными человеческими фигурами в мантиях. Они то стояли на месте, то быстро передвига пись, то таяли в воздухе. Застыв в изумлении, я смотрел на них с чувством гнетущего страха. Еще несколько минут продолжалось бесшумное движение призраков, потом в скалах замелькали отблески и вспышки кровавого цвета. А надо всем этим висело светившееся слабым зеленым светом облако в форме гриба... Я вдруг почувствовал прилив сил, зрение обострилось, удатенные скалы будто на тяпнулись на меня, и я различил все подробности их крутых склонов Схватив кисть, с дикой

Чоросов рассказал мне историю картины * Дены-Дерь» — озера Горных духов.

19