Техника - молодёжи 1944-01, страница 26

Техника - молодёжи 1944-01, страница 26

Ледяная переправа усилена искусственным намораживанием.

Противник неизбежно начнет обстреливать фанерные автомобили, а чем больше артиллерийских снарядов и бомб будет истрачено на лажные переправы, тем меньше огня придется на истинные

Важно не только тщательно выбрать трассу и добросовестно укреплять путь, но и внимательно обслуживать ледяные переправы.

Всю зиму ведутся наблюдения за со

стоянием льда После снегопада путь расчищают от снега, чтобы он не мешал транспорту и не замедлял роста толщины льда.

Регулировщики следят за правильным движением транспорта, проверяют, соответствует ли вес груза толщине и крепости льда.

На тот случай, если противнику удастся повредить пути, или какая-нибудь катастрофа случится на переправе: застрянет в снегу машина, произойдет столкновение транспорта, провалится вследствие недосмотра груз под лед, — аварийная служб» всегда готова немедленно приступить к исполнению своих обязанностей.

Пока саперы чинят одну переправу, поток грузов пускают по другому пути, ибо с самого начала строят сразу несколько переправ и расположены они недалеко друг от друга, г

Успех боевых операций часто зависит от бесперебойной работы ледяных переправ. Зимой 1941/42 года ледяная переправа через Ладожское озеро была единственны* путем, связывающим осажденный Ленинград с источниками снабжения в тылу.

Ледяные переправы через Волгу у Сталинграда сыграли громадную роль в разгроме немецких полчищ.

БИБЛИОГРАФИЯ

Детгиз недавно выпустил небольшую книжку. Название ее таинственно и грозно—«Разящие лучи». Сразу же в представлении возникают различные необычайные аппараты, с помощью которых авторы фантастических романов легко и 'быстро расправляются со своими противниками

Но эта книжка — не фантастический ро-ман. Здесь описано все то, что действительно существует, что создано умом чело-1 века и что помогает теперь нашей армии в (борьбе с фашистами.

| И хотя эта книжка нисколько не фантастична, но в ней читатель ветре» тится с описанием таких аппаратов, которые действительно могут показаться волшебными.

1 Автор рассказывает о физике света, об 'оптических приборах и аппаратах, широко * применяющихся на войне. Он начинает с - праотца прожектора — с фонаря, изобретенного еще в XVIII веке знаменитым рус-1 ским инженером-самоучкой Кулибиным, и дальше развертывает перед читателем; кар-1 тину интересных многообразных способов ' использования света.

Вот, например, один эпизод. Автор рассказывает, как ои вместе cj одной нашей (воинской частью попал в окружение. Связь была порвана, и положение создалось до-J вольно тяжелое. Надвигалась ночь. Лежа '«а земле, автор и его сосед, лейтенант, лк>-'бовались темным звездным небом н дели-Рлись друг с другом своими астрсяомиче-f скими познаниями. Вдруг они заметили ►большую звезду над самым горизонтом. с — Сириус! — решил я, V — Юпитер! — сказал лейтенант. ь При этих словах кто-то рядом встрепенулся, и мы увидели фигуру человека, к склонившегося над каким-то ящиком. Он л поспешно устанавливал на пригорке стран-в ны* прибор.

к Тонкой треногой,, большой головой, огромными выпуклыми стеклянными главаря прибор напоминал марсианина из книги Уэллса «Борьба миров».

4 Л

Этот «марсианин» оказался оптическим телефоном, а звезда над горизонтом совсем не звезда, а передатчик, который посылал свои лучи в лагерь попавших в окружение советских войск.

Автор описывает конструкцию этого Аппарата, как и кем он был придуман, как постепенно совершенствовался и какую роль играет в современных военных условиях.

«Аппарат, похожий на марсианина, выпуклыми стеклянными глазами пристально смотрел в даль. Тонкий луч света, протянувшийся к нам над рекой и холмами, через головы фашистского зверья, в трепетанье своем нес суровый, спокойный приказ генерала о поддержке, о помощи, о гряду-щем разгроме врага».

Есть еще специальный) аппарат, Ьчень простой, легкий и удобный, с помощью которого можно отлично пускать... солнечные зайчики. Да, солнечные зайчики! И это вовсе не игра, а серьезное, большое дело. Аппарат этот носит название гелиографа.

О многих очень любопытных вещах рассказывает эта книжка. О прожекторах, о маяках, 6 световой сигнализации, об электронном телескопе, аппарате, который позволяет видеть в полной темноте.

О том, почему никому еще не удалось сконструировать фантастический аппарат «лучей смерти», о котором одно время очень много говорили, писали увлекательные фантастические романы, ставили захватывающие дух приключенческие фильмы, где героем были «лучи смерти».

Все это хорошо, любопытно, полезно, но, к сожалению, при чтении книги почти все время неприятно поражает развязность тона, в котором автор ведет повествование. О серьезных вещах можно говорить просто, интересно, увлекательно, и в то же время нет никакой необходимости снижать серьезность тон*. Неужели мысль автора станет менее понятна школьнику, если линза будет названа не «пузатой», а просто выпуклой?

Автор любит такие выражения, как: «под-

. ЯШГ£

1 m

нажмут иа него»г «отшибите от отражателя половину», «хлестало фиолетовое пламя», «зенитки садят вемвею», «одни завернул про свирепый какой-то газ». В таком стиле написана вся книга. Нечего я говорить о том, насколько этот стиль далек от настоящего, литературного русского языка, к которому с ранних лет приучают школьников.

Небрежный, рамяакыА тон значительно снижает достоинства книги Орлова, хотя познавательное значение ее бесспорно.

М. ГУМИЛЕВСКА Я

1РЯОВ

/V/7»

г^ш

о

ж