Техника - молодёжи 1947-10, страница 29

Техника - молодёжи 1947-10, страница 29

Грандиозный опыт был поставлен гидролигими в гористых окрестностях Алма-Аты. Чтобы изучить явления„ происходящие при ■ движении грязс-камневых потоков, гидрологи запрудили реку и, когда скопилась вода.

взорвали плотину

стихия, которая оживляет и наполняет движением три другие: землю, воду и воздух.

Без солнечного луча не было бы и а земле ни растений, ни животных. По суше не текли бы реки, в море не было бы течений, в воздухе — ветра.

Но земля не только получает лучистую энергию, она и отдает ее обратно мировому пространству. Получает золотом — яркими солнечными лучами, а отдает медью — темным, невидимым излучением.

И вот очень важно завести для Земли приходо-расходную книгу, подсчитать, сколько энергии достается любому месту на земном шаре и сколько уходит обратно.

Если бы Земля отдавала все, что получает,—это было бы для нас очень плохо. Ведь вот летом полюсу достается больше света, чем экватору, потому что на полюсе солнце летом не заходит. Но пользы от этого мало. Полюс покрыт снегом, и этот снег отправляет обрдтно четыре пятых всей лучистой энергии, которая на него падает.

А на экваторе снега нет, там поверхность Земли темная, она меньше отдает сдачи мировому пространству, меньше отражает солнечных лучей. И от этого больше тепла достается почве, растениям, животным.

'Много тут значит и прозрачность атмосферы. Атмосфера хорошо пропускает солнечные лучи, она для них прозрачна. А темное невидимое излучение Земли она пропускает плохо. Оттого-то нам и тепло на Земле: атмосфера для нас все равно, что стекло парника.

Но бывает, что в атмосферу попадает пыль во время извержения вулкана. Или же Земля проходит через облака космической пыли. Тогда атмосфера делается не такой прозрачной. И нам меньше достается солнечных лучей.

А это бывает часто. Известный знаток солнечного света профессор Н. Н. Кали-тин открыл, что каждый год в августе Земля проходит сквозь гигантское облако космической пыли, оставшееся от исчезнувшей кометы.

Много интереснейших задач решает актинометрическая лаборатория, которой руководит профессор Калитин.

Прежде ь нас в Павловсхе был специальный Институт солнца — единственный в мире Trnf шать лет работали там

ученые. Но в 1941 году этот Институт солнца был (разрушен немцами.

Солнцем у нас много занимались — не только в Павловске, но и в Ташкенте, и в Иркутске, и во Владивостоке, и в Крыму. Наши ученые сделали по этой части гораздо больше, чем зарубежные.

Сейчас, после войны, изучение солнца должно в нашей стране пойти еще с большим размахом. Да иначе и нельзя.

Мы строим новые города. А три постройке города надо знать «световой климат».

Мы изменяем географию растений. Для их правильного размещения надо знать лучистый климат страны.

'Мы осваиваем пустыни. И мы можем превратить южное солнце из врага в друга, если заставим его помогать нам в работе.

Все наши машины берут свою энергию у солнца, правда, не прямо, а косвенно: без солнца не было бы ни угля, ни ветра, ни энергии падающей воды.

W теперь мы начинаем брать у солнца энергию прямо, без посредников.

Над этим много поработал в Ташкентской геофизической обсерватории К. Г. Трофимов.

И если вы теперь съездите в Среднюю «Азию, вам покажут там и солнечные кухни, и солнечные бани, и солнечные прачечные, и солнечные кипятильники, и даже солнечный самовар.

Солнце там заставляют сушить фрукты и коконы, выплавлять серу, качать воду.

Солнце может помочь нам не только работать, но и изучать природу. Ученые уже пользуются солнечным лучом для исследования атмосферы. По цвету зари синоптики судят о воздушных массах, которые находятся вдали от нас, на расстоянии в тысячи километров. И это дает им еще один ключ к предсказанию погоды.

Солнце далеко от нас. Но это не мешает ему участвовать во всех наших де* лах.

Достаточно сказать* что без солнечного света мы были бы слепы, как кроты.

Но и при свете солнца мы видим не всегда хорошо.

А видимость — это очень важная вещь, особенно теперь, когда мы научились летать.

Что можно и как можно видеть?

Почему мы хорошо различаем издали один цвет и плохо видим другой?

Почему при безоблачном небе, в ясную погоду видимость Hipvr делается х>же?

На все эти вопросы и на многие другие отвечает лаборатория атмосферной оптики.

А лаборатория радиометеорологии! Она тоже так интересна, что о ней нельзя не сказать хотя бы нескольких слов.

Радисту мешают «атмосфер ики» — треск и шум во время передачи. Но то, что мешает радисту, оказалось полезным для летчика. Треск получается, когда в атмосфере происходит электрический разряд. Погода вмешивается в программу передачи. Погода говорит по радио.

Этим пользуются наблюдатели на станциях регистрации «атмосфериков». Наблюдатель ловит вращающейся антенной радиосигналы, которые посылает погода. По повороту антенны он определяет, в каком направлении находится грозовой очаг. Самопишущий прибор отмечает на ленте каждый треск, каждый сигнал погоды. Сведения об этом посылаются в Центральный институт прогнозов. А там по двум или трем направлениям «засекают» очаг.

Грозовые очаги идут где-то далеко вместе с воздушными массами, с холодным фронтом или циклоном. На метеорологических станциях еще все спокойно: термометр и барометр не успели почувствовать приближение шторма. А станции регистрации «атмосфериков» уже получили штормовое предупреждение от самой погоды. И это предупреждение посылается дальше летчикам, чтобы они знали, где им придется иметь дело с грозовым очагом.

О Центральном институте прогнозов уже много говорилось. В этом -институте не только составляют прогнозы, там ищут новые способы быстрее и точнее предсказывать поведение стихий.

Так изучают люди в институтах и обсерваториях три стихии: воду, воздух и солнечный свет.

А четвертая стихия — земля. Где ее изучают?

Трудно было бы перечислить все институты и лаборатории, которые занимаются географией, геологией, геохимией сейсмологией, геоботаникой и прочими науками, имеющими дело с нашей планетой, со всем, что на земле и что под землей.

Но я не могу здесь не вспомнить об Институте земного магнетизма, потому что этот институт изучает не только магнитные свойства Земли, но и верхние, самые высокие слои атмосферы.

Отчего бывают полярные сияния?

27