Техника - молодёжи 1949-10, страница 22В. АПРЕСЯН Рас. С. ВЕЦРУМБ Много поколений каслинцев совершенствовали изумительное мастерство точного литья. Неизвестно, когда и кем в России было положено начало технике мелкого литья. О глубокой древности ее говорят некоторые виды старинных художественных изделий, церковной утвари, предметов бытового обихода. Русские литейщики давно уже стали творить чудеса, делая необыкновенно ажурные и точные изделия, не тратя при этом и десятой доли веса металла на опилки или стружку. На первый взгляд может показаться странным, почему, располагая методами точного литья, созданными каслинцами, техника не применила эти методы и для отливки инструментов. Но ничего странного в этом нет. Каслинцы отливают свои уникальные изделия из чугуна и бронзы — материалов, хорошо поддающихся литью. Но чугун и бронза не годятся для изготовления инструментов и деталей машин, предназначенных для больших механических нагрузок, — они делаются из стали. Кроме того, изготавливая свои художественные отливки, каслинцы могут не заботиться о прочности и плотности металла, об отсутствии раковин внутри его. Эти проблемы, имеющие огромное значение при создании инструментов и машинных деталей, не стояли и не стоят перед каслинцами» Ясно, что испытанный веками опыт кустарей нельзя было механически перенести в промышленность. Чтобы научиться лить из стали точные мелкие изделия, их методы нужно было творчески переработать. Нужно было переработать всю технологию точного литья, выработать методы плавки высококачественных сталей в небольших дозах, разработать новые способы изготовления и заливки точных формочек. Техника уже издавна начала работать над созданием методов стального литья высокой точности. Развить эту задачу удалось нашим советским специалистам, проводившим свои работы в лабораториях и цехах крупных заводов. Новаторы тщательно изучали историю попыток создания литого инструмента. Пожелтевшие страницы архивных материалов рассказывали о том, как ©первые резцы были отлиты прямо в земле. Исследователи шаг за шагом приближались к созданию методов точной отливки сложных по конфигурации инструментов и деталей машин, отливки, при которой последующая обработка заготовок может быть сведена лишь к шлифовке. Искания завершились полной победой. Советские изобретатели создали методы изготовления точных форм для стального литья и технологию их заливки. Преодолена была и трудность выплавки стали мелкими порциями. Были сконструированы электропечи, в которых, по желанию, можно сделать стальную плавку весом в несколько килограммов и даже в несколько сотен граммов. Все это открыло широкую дорогу прецезионному — высокоточному — литью. Мы расскажем о том, как изготавливается литой инструмент при помощи методов, созданных двумя коллективами, применяющими и разную технологию формовки* Инженеры московского института «Оргавтопром» В. Харитонов и М* Ефимова, работники Московского завода автотракторного электрооборудования— главный металлург Б. Куборский, начальник центральной лаборатории М. Гамов, инженер А. Пастухова, техник П. Ескевич, формовщик М. Гусев и плавильщик Е. Шатохин — вот состав одного из коллективов. Мы в центральной лаборатории завода автотракторного электрооборудования, где организован маленький импровизированный литейный цех, поражающий своей исключительной чистотой. В глаза бросаются стоящие на столах удивигельные фрезы с полупрозрачными остриями зубьев, такие же желтоватые сверла, развертки, фасонные детали автомобильных генераторов, мерительные скобы. Все это сделано из воскоио-добного материала. Это модели знакомых инструментов. Проследим путь от модели к готовому инструменту. Несколько восковых моделей соединяют в гроздь или в «елку»; как говорят на заводе — модели прилепляют к металлическому стержню. Затем «елку» окунают в ванну с жидким керамическим составом. Еще мокрую «елку» обсыпают кварцевым песком. Керамическая оболочка после такой операции становится более прочной. Теперь модели готовы к формовке. «Елку» опускают в полый цилиндр— в опоку. В опоку сыплют песок и утрамбовывают его. «Елка» заформована. Затем опоку помещают в печь. Воскоподобная масса, из которой сделана «елка», растапливается и вытекает из опоки. Внутри нее остается полость, точно соответствующая формам и объемам моделей. Опоку обжигают в электропечи, чтобы окончательно очистить от микроскопических Рисунок наглядно показывает громадную разницу в размерах припусков при изготовлении одной и той же фрезы диаметром 75 мм, весящей 690 г, из кованой заготовки и с помощью литья. В первом случае заготовка весит 2 200 г, а во втором — 790 г. Рассказывают, что когда у одного скульптора спросили о том, как он создает свои великолепные статуи, ваятель шутливо ответил: — Очень просто, я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее. Отсекать, удалять лишнее, чтобы при-/ дать материалу нужную форму, приход дится не только ваятелям, но и людям техники, занимающимся обработкой резанием. Разумеется, что, как и ваятели, стремящиеся подбирать мраморные куски так, чтобы на них было возможно меньше «лишнего», так и техники с давних пор стараются уменьшить припуски заготовок деталей. В целях сокращения расхода материалов и трудоемкости изделий техника применяет литье, штамповку, выдавливание, прокат, ковку и другие методы обработки, исключающие или уменьшающие обработку резанием. Однако, несмотря на значительные успехи, достигнутые в названных областях, до сих пор еще при обработке многих видов изделий огромная масса материала превращается в стружку. За1Ч)товка насадной фрезы диаметром в 75 мм, например, весит 2 200 граммов, а готовая фреза — 690 граммов. Таким образом, ценная быстрорежущая сталь, более чем в два раза превышающая вес готовой фрезы, переводится в стружку. Возникает вопрос: почему, давно уже научившись отливать различные детали, техника до последнего времени продолжает мелкие и точные инструменты изготавливать с помощью резания, а не с помощью литья? Чтобы ответить на эти вопросы, сделаем небольшое отступление. На выставке подарков XI съезду ВЛКСМ внимание посетителей неизменно привлекала маленькая настольная скульптурная группа. Она изображала старого литейщика и ученика ремесленного училища. Стоя на одном колене, мастер, только что извлекший из земля, ной формы статуэтку изящной и гибкой танцовщицы, вдохновенно поднял ее над головой. Мальчик с инструментами в руках застыл в изумлений. Эту скульптурную группу «Мастерство бессмертно» отлили ученики ремесленной школы Сыропятов и Трофимов из города Касли. О том, что это шедевр литейного искусства, можно судить по фигурке танцовщицы величиной с папиросу. Несмотря на миниатюрный размер, все детали фигурки изумительно четки. 16
|