Техника - молодёжи 1950-05, страница 13

Техника - молодёжи 1950-05, страница 13

Инженер А • БУЯНОВ

Двести два года (прошло со времени, когда начала действовать созданная великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым научная химическая лаборатория при Академии наук в Петербурге (макет лаборатории показан в заголовке).

Эта лаборатория была колыбелью химической науки, науки, которая в наши дни оформилась в ряд таких химических дисциплин, как органическая, неорганическая, аналитическая, агрономическая, техническая и коллоидная химия, а также геохимия, кристаллохимия и радиохимня.

В этой лаборатории был доказан на опыте один из главнейших законов природы—закон сохранения массы.

В этой лаборатории родилась новая наука — физическая химия.

Химическая лаборатория М, В. Ломоносова была первой а полном смысле учебно-исследовательской лабораторией.

В России и раньше существовали химические лаборатории, но одни из них обслуживали «промыслы», — это были, как мы оказали бы теперь, лаборатории «технической химии»; другие обеспечивали нуждающихся лекарствами, — это были лаборатории «лекарственной хи-ши» — аптеки. Такая лаборатория существовала в Тросице-Сергиевской лавре аюд Москвой еще в XV веке; были они и в других местах 'России. <В начале XVIII века Петр I основал в Петербурге крупную химическую лабораторию. Однако и она имела главным образом прикладное назначение. В «ей производили испытания строительных материалов, аналш руды, пробы красок. Позже, в средние XVIII века, в Москве, близ собора Василия Блаженного, работала крупная химическая лаборатория, обеспечивавшая нужды горной и металлургической промышленности.

Ломоносов ясно видел, что Россия при ее природных богатствах должна стать во главе химической науки, а для этого в первую очередь нужна такая химическая лаборатория, где бы можно было обучать студентов вести серьезную исследовательскую работу. Села лет великий ученый настойчиво добивался создания такой лаборатории, но ему мешали иностранцы, сидевшие в Академии. И только 3 августа 1748 года положен был первый камень в фундамент лаборатории. По-иному отнеслись к начинанию Ломоносова простые русские люди. Ярославский крестьянин Миханл Горбунов, руководивший строи

тельством, построил здание лаборатории меньше чем в три месяца.

Это был одноэтажный каменный дом, покрытый железом. Лаборатория имела три комнаты с общей площадью около 150 кв. м. Посредине самой большой комнаты размещался стол с горном, обслуживавшим печи для плавки, кипяче-'ния, перегонки, обжига, варки стекла и для других целей. «В лаборатории,— писал Ломоносов, — которая преимущественно приспособлена к открытию физических истин путем химическим, не нужно печек более того, сколько необходимо для общих действий, и они должны быть такой величины, чтобы могли только вместить достаточно материала для делаемых опытов; ибо эти труды предпринимаются не для прибытка, а для науки». Этими словами М. В. Ломоносов подчеркивал, что целью его химической лаборатории является учебно-исследовательская работа.

Маленькая комната, где стояли шкафы с приборами, служила кабинетом академика. Из этой комнаты имелся вход в другую такую же комнату, там хранились химические реактивы <и коллекции. Среди оборудования лаборатории, помимо химических приборов и посуды, были микроскопы, весы и другие физические приборы. Список только одних реактивов, которыми располагала лаборатория, достигал пятисот названий. Обеспечив превосходное оснащение химической лаборатории, JJomohocob наметил работы не только по анализу, но и по синтезу химических веществ. Синтез в то время, как известно, еще не вошел в обиход химии. «В химических действиях,—писал Ломоносов об анализе,— намерен я поступать таким порядком: 1) нужные и в химических трудах употребительные натуральные материи сперва со всяким старанием вычистить, что

Л л л

бы в них никакого постороннего приме-су не было, от которого в других действиях обман быть может. 2) Вычищенные материи разделить сколько можно на те, из которых оне натурально сложены», Дальше следуют пункты из программы работ Ломоносова по синтезу химических веществ. «Для лучшего доказательства, — пишет он, — что разделенные материи из оных простых состоят, намерен оные снова соединить сколько возможно. Разные натуральные и сделанные материи соединять разными химическими способами для проведения новых действий и материй, которые могут часто пользовать и в познании натуры и к приращению художеств».

В год основания лаборатории Ломоносов сформулировал открытый им закон сохранения массы и энергии. А в 1756 году он доложил рапортом академической конференции: «Делал опыты в эаплавленных накрепко сосудах, дабы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропуще-ния внешнего воздуха вес сожженного металла остается я полной мере». (Проверка опыта Бойля изображена художником К. К. Арцеуловым «а обложке нашего журнала.) Своими опытами Ломоносов неопровержимо доказал справедливость открытого им закона. сохранения массы.

•В своей лаборатории Ломоносов «диктовал студентам первые основания физической химии и читал по ним лекции по 4 часа в неделю». Это была первая в мире химическая исследовательская лаборатория. Вторая такая была основана лишь спустя 77 лет в Германия. Иностранцы, бывшие у власти в Российской академии наук, создавали Ломоносову всяческие препятствия в работе со студентами Академии. «Разве нам десять Ломоносовых надобно, и один нам в тягость»,—говорил немец Тау-берг. Все они боялись появления новых русских ученых. Но, несмотря на все трудности, в 1754 году один «а учеников Ломоносова, В. И. Клементьев, закончил свою диссертационную работу по физической химии, называвшуюся: «Об увеличении веса, приобретаемого металлами после осаждения».

Физическая химия была новая наука — наука, как говорил Ломоносов, «объединяющая на основании положений « опытов физики то, что происходит в смешанных телах при помощи химических операций». Эта наука впервые зародилась в лаборатории Ломоносова.

Научные идеи Ломоносова были чужды царедворцам. Вершившие судьбами России, они ценили в Ломоносове поэта, они с удовольствием читали и слушали его оды и послания, но пропускали мимо ушей призывы развивать науку А бездарные немецкие профессора, засевшие в Академии, просто травили великого новатора.

Шумахер и его слуги всячески мешали работам русского ученого, — они организовывали даже выступления против Ломоносова и его взглядов в иностранных университетах. Вот почему некоторая часть научных трудов Михаила Васильевича осталась незаконченной. Другою же часть, сохранившуюся в рукописях, нетрудно было замолчать и похоронить в архивах. Ряд гениальных научных открытий Ломоносова долго оставался неизвестным. Сейчас, когда разобран архив Ломоносова, уже более десяти наук вписали на страницы своей истории приоритет Ломоносова на многие важнейшие открытия.

В нашей Советской стране* сбылась мечта великого ученого о расцвете химической науки на благо нашей родины.

11