Техника - молодёжи 1953-12, страница 30

Техника - молодёжи 1953-12, страница 30

сложный

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

Вы, наверно, замечали, что иногда на цветной иллюстрации один цвет несколько перекрывает другой, а кое-где краски не совпадают с контуром рисунка. Это получается в том случае, если при печатании лист бумаги был плохо или неправильно закреплен на цилиндре печатной машины. А правильно, плотно и надежно закрепить бумагу на барабане— далеко не легкое дело: ведь цилиндр вращается с большой скоростью.

Для закрепления бумаги при печатании в двусторонних печатных машинах применяется специальный механизм, называемый механизмом перекидных захватов. Работа этого механизма довольно сложна. Он состоит из целого ряда башмачков, иа ходу захватывающих лист бумаги, плотно прижимающих его к поверхности цилиндра и отпускающих лист после оттиска- Для того чтобы оттиск получился правильным, все .башмачки должны строго равномерно прижимать лист бумаги к поверхности цилиндра, не допуская его перекоса и изгиба. Кроме того, башмачки должны зажимать лист всегда в одном и том же положении, чтобы избежать перекоса текста или наложения красок при многоцветной печати. По требованиям многоцветной печати точность закрепления листа доходит до 0,1 миллиметра. В связи со сложностью работы механизма перекидных захватов он до последнего времени аналитически не рассчитывался, а проектировался иа основе анализа работы существующих механизмов.

Студенты Московского полиграфического института К. Ф. Измайлов и Т. А. Измайлова под руководством доцента М. Г. Морозова разработали методику аналитического расчета механизма перекидных захватов. Метод, предложенный молодыми исследователями, позволяет провести совершенно точный расчет и обеспечивает создание надежно работающего механизма перекидных захватов, закрепляющего лист на цилиндре в строго определенном положении без перегибов и перекосов.

ТБИЛИССКИЕ КОНСТРУ 1&Т0РЫ

Тбилисский машиностроительный завод имени С М. Кирова с начала 1948 года производил универсальные то-карно-винторезные станки модели «1Д63». В свое время освоение и выпуск этого станка считались на заводе достижением. Но очень скоро станок перестал удовлетворять нашу промышленность. Скоростники-новаторы потребовали более усовершенствованного и мощного металлорежущего станка, который бы обеспечивал высокие скорости резания.

Вскоре тбилисцы создали новую модернизированную модель «1Д63А». Предельное число оборотов на новом станке было доведено до 750 оборотов в минуту вместо 490, а мощность достигла 10 квт против 7,8 квт. Однако и эта модель скоро перестала удовлетворять возрастающим требованиям. Возник вопрос об усовершенствовании станка.

Комсомольцу Гураму Цин-цадзе было дано задание, используя агрегатно-расточный станок старого образца, увеличить его мощность, число оборотов и устойчивость в соответствии с новыми методами скоростного резания металла. Молодому конструктору предстояло усилить все валы, шестерни коробки скоростей, усилить фрикционные муфты и сохранить существующие габариты узлов.

Цинцадзе с чувством большой ответственности взялся за порученное ему дело. Вскоре ой столкнулся с затруднениями —-корпус коробки скоростей у него получился длиннее на

140 мм. Цинцадзе снова принялся за расчеты.

В результате упорного труда молодой конструктор 1 у рам Цинцадзе пришел к решению объединить в одну деталь шкив и шестерню. Это оригинальное решение и позволило ему «вписаться» в старые габариты коробки скоростей.

Свою лепту в создание нового станка внес и другой молодой конструктор, комсомолец Гиви Гурчумелия. Ему было поручено разработать новую конструкцию коробки передач. В модели «1Д63А» не было этого узла. В этом станке механизм реверса находился в ко-

Гурам Цинцадзе.

140 мм. «Значит, использовать старый корпус невозможно»,— думал молодой конструктор. Но сооружение нового корпуса было неприемлемо и нерационально, надо было во что бы то ни стало избавиться от лишних

Гиви Гурчумелия.

робке скоростей, и это усложняло конструкцию. Сконструированная Г. Гурчумелия коробка передач позволила вынести механизм реверса из коробки скоростей.

Так родилась новая совершенная модель универсального токарно-винторезиого станка «1Д63М» с мощностью до 14 квт и числом оборотов до 1 000. Государственная приемочная комиссия высоко оценила новый станок, и рекомендовала его для серийного производства.

Выпуском первого опытного станка руководил Гиви Гурчумелия.

КИТАИСКИЕ НАБОРНЫЕ МАШИНЫ

Если бы вы зашли в наборный цех типографии лет двадцать назад, вы увидели бы склонившихся над ящиками со многими отделениями — кассами — рабочих-наборщиков, быстрыми и точными движениями вытаскивающих из отделений кассы литеры и набирающих из них строки.

На смену ручному набору пришли совершенные наборные машины —' монотипы и линотипы, облегчающие труд наборщиков. Теперь наборщик только нажимает клавиши клавиатуры, подобной клавиатуре

пишущих машинок, и «умная» машина сама набирает текст и отливает матрицы.

Но на пишущей машинке удобно печатать, если клавишей не особенно много — несколько десятков. Представьте себе пишущую машинку с тысячью клавишей! Сможет ли работать на такой машинке машинистка?

А ведь есть языки, для набора текста на которых нужны многие тысячи знаков. Например, в китайской письменности встречается до 9 000 иероглифов. Огромное количество знаков представляет большие трудности для механизации набора, и поэтому до сих пор еще не создана наборная машина китайского языка.

Наборные цехи для набора на китайском языке загромождены огромными кассами с тысячами ячеек. Одна такая касса имеет до 7 метров в длину и до 2,5 метра в высоту! Наборщик ходит перед этой грандиозной кассой и отыскивает среди 9 000 ячеек нужный ему иероглиф. Легко себе представить, как тяжело работать наборщику в таких условиях и как невелика его производительность. Даже лучшие китайские наборщики набирают в час не более 1 500 знаков.

Студенты Московского полиграфического института Валентин Кругляков и Юрий Гуди-лин поставили перед собой задачу создать наборные машины для китайского языка.

Валентин Кругляков взял за основу советскую строкоотливную наборную машину — линотип и. изменив в ней всего лишь два механизма — наборный и разборный, приспособил ее для набора на китайском языке. Клавиатура машины Круглякова состоит из 250 клавишей, расположенных в 10 рядов. Каждому клавишу соответствует 8 иероглифов, таким образом вся клавиатура содержит 2 000 знаков.

Оказывается, что 2 000 знаков вполне достаточно для набора большинства книг и газет. Дело в том, что не все иероглифы применяются часто, большая часть встречается крайне редко, причем каждой отрасли человеческих знаний соответствует своя группа иероглифов. Так, в сельскохозяйственной литературе употребляется всего около1 500 иероглифов, а для набора художественной литературы не требуется более 1 000 знаков.

Этой особенностью и воспользовался Валентин Кругляков. Ои разбил 2 000 наиболее употребительных иероглифов на 8 равных групп. В первую группу Кругляков объединил самые распространенные иероглифы, а в последнюю — восьмую — самые редкие. Для набора иероглифа из первой группы наборщик просто нажимает один из клавишей клавиатуры. Если ему встречается иероглиф второй, третьей или

зоос