Техника - молодёжи 1959-09, страница 14

Техника - молодёжи 1959-09, страница 14

химия шины

Рождение шины подобно «сотворению мире», изображенному художником Ж. Эффелем. Сначала не было ничего. Ничего, кроме пустой подвески конвейера. Но >вот подошел к конвейеру человек, положил на него кусок каучука. Подвеска качнулась, и не спеша поплыла дальше, мимо дозировочных столов. За столами, у еесое — девушки и парни в фартуках. По мере того как конвейер продвигается, каждый из них ставит на подвеску то посудину с мелом, то мулек, наполненный желтой серой, то картонную коробку с жженой магнезией.

Покачиваясь, подвеска плывет и плывет Мимо столов с весами, горка компонентов будущей смеси растет с каждой минутой.

Кажется, на конвейере нет больше места, чтобы еще ставить и класть. Вся подвеска заставлена картонными ведерками, кульками, прозрачными слитками каучука...

А, оказывается, больше ничего и не надо! У последнего стола подвеска вдруг склонилась и, постепенно опускаясь, скрылась е канале, ведущем вниз.

Если вы хотите проследить ее путь двльше, вам следует спуститься по узеньким ступенькам со второго этажа, где помещается дозировочное отделение, на первый этаж. Здесь, в огромных пролетах цеха, стоит несколько агрегате*, похожих на черные баки.

Это резиносмеситвли. Подвеска приближается к горловине «бака», и все компоненты будущей резины (за исключением серы) высыпаются а чрево резиносмееителя.

Начинается первый акт «сотворения». Но на нем, по сути дела, и «исчерпывается наша аналогия.

У Ж. Эффеля бог, как известно, «творил» один. А процесс производства шин — коллективный.

Резиносмесителем командует бригадир Алексей Леуший. Не вид он совсем не «Саваоф»: ни бороды у него, ни голубой мантии. Молча, расчетливыми движениями Лету Шин препровождает компоненты, находящиеся на подвеске конвейера, в резиносмеситель и 'включает агрегат. Шесть-две-

НА ПРЯМЫХ

Сергей КРУТИЛИН (г. К и рое)

наддать минут т «баке» продолжаются «таинства»», е реэуль* тате которых вместо множества компонентов на свет являете* черная тягучая масса.

Это — не спешите — э+о еще не резина.

Резина—Продукт, получаемый в результате смешения каучуке со множеством компонентов и последующего процесс* вулканизации, ё резиносмеситель, где процесс происходит при сравнительно высокой температуре, не допускают серу, чтобы не началась преждевременно вулканизация. Ее вносят при промешивании массы на вальцах.

От Леушина чёрную бесформенную массу забирает Иван Москаленко. Он бросает ее е лоток, посыпает серой. Валкй разминают, перемешивают ее. Раздаваясь вширь, она постепенно наматываете* на валок, облегает его, тонкая, пахучая.

Москаленко высок, плечист; мышцы под .спецовкой так и ходят. Кажется, даже если б и не было вальцов, он е своих руках давил бы и перемешивал смесь не хуже...

Едва масса покрыла вал сплошной черной шубой, как Москаленко располосовал ее ножом на отдельные остроугольные поле сы (здесь все режется под острым углом), и снова — е лоток...

И так несколько раз.

С каждым новым промесом на валкЦах масса Заметно густеет, становится все более гибкой, эластичной. Наконец, располосовав в последний раз резиновую шубу, Москаленко снимает черные полосы и передает их своей помощнице — Екатерине Пономаревой. Она вешает их на кронштейны,

Гидравлический домкрат мощностью 70 т натянет один за другим все пучки так, что усилие в них Достигнет 10 тыс. т. Это усилие как бы прижмет «Большую иглу» к земле. Стальная проволока под таким напряжением вытянется на целых два метра. Теперь можно закрепить концы пучков намертво, и сооружение уже никогда не потеряет прочности.

Но инженеры не торопятся с заделкой концов напряженной арматуры. И вот почему. Если вы попали под дождь в шерстяном костюме, шерсть которого перед этим не прошла специальной обработки, костюм станет вам мал. Он, как говорят, садится. Нечто подобное происходит и с бетоном, который, по выражению строителей, «течет»; ори чем такая усадка бетона продолжается не день, а год-два. Кто не знает великолепного высотного дома на Котельнической набережной? А ведь с ним приключился интересный курьез. Ни с того, ни с сего дом вдруг укоротился на 15 см. Все осталось по-прежнему — фундамент, стены, двери, а бетон сжался, уплотнился.

Итак, с бетоном придется обращаться осторожно и терпеливо ждать, пока он соизволит остановиться и перестанет «течь». А проволока? Здесь ото не простая, а высокопрочная проволока, в пять-шесть раз крепче обычной стали, она тоже имеет свойство текучести. Домкраты натянут ее с усилием в 10 тыс. т. Пройдет еррмя, н натяжение за счет ползучести стали и осадки бетона само снизится до 8 тыс. т. Проволока «устает», растягивается, «плызет». А домкраты неумолимо раз в неделю или в месяц будут подтя

гивать ее, пока и этот процесс не Прекратится.

Пройдет год или два. Башня уже будет передавать в эфир все три свои программы: две — черно-белые и одну — цветную. А пучки проволоки — этот струнный скелет башни — все еще будут открыты изнутри и доступны для инженеров. И, только убедившись, что все стало на место, напряженную арматуру навечно, намертво закроют бетоном. Все будв-Г сделано пб пословице: «Семь раз примерь, один раз отрежь». И это правильно, потому что «Большой игле» стоять не годы, а века.

Почему авторы башни так озабочены проблемой прочности? Есть ли на сВетВ сила, способная бороться с напряженным железобетоном, из которого будет сделана «Большая игла»?

Есть такая сила. Есть такая опасность — это ветер, который, несмотря на круглое, хорошо обтекаемое сечение башни, непрерывно будет раскачивать ее вершину. Николаю Васильевичу Никитину пришлось Заняться изучением динамики ветров Московской области. И он выяснил, что обычно дза-три раза в год, весной или осенью, ветер может давить с силой 80 кг на 1 кв. м. А примерно раз В 40—50 лет бывают ветры, создающие напор до 250 кг на к», м. Это «уже настоящие, серьезные бури. И «Большую иглу» рассчитали так, чтобы она спокойно выдерживала нагрузку не меньше 250 кг на кв. м.

Было несколько случаев, когда под Москвой, возле станции Сходня, ураганные ветры достигали скорости 70 м в секунду, срывали крыши с построек и даже поднимали их в воздух, опрокидывали деревянные дома. Не 80 и

не 250, а 400 кг страшной тяжестью ложатся на квадратный метр во время таких ураганов. Не опасно Ли это для телевизионной башни?

И снова пришлось конструктору Никитину сесть за расчеты. А они свидетельствовали, ч+о в черте города Москвы такой ветер может появиться раз в... 15 тыс. Лет. Но даже если он и возникнет, то «Большая игла» сможет успешно противостоять и его порывам.

Как корабль покачивается на спокойной волне, так будет «плавать» из стороны в сторону вершина «Большой иглы» при сильных порывах ветра. Полное отклонение вершины от вертикального положения будет Достигать 4 м. Но посетители почти не почувствуют зтОго: веДь вершина совершит это колебание не сразу, а за 9 сек.

На первой странице обложки журнала художник нарисовал новую телевизионную башню и показал на схема, насколько она выше шуховской башни, телевизионной башни в ФРГ, лДания МГУ и Эйфелееой башни.

Нет, не только высотой определяется уникальность этого интереснейшего сооружения!

В «Большой игле» почти нет ничего такого, что не применялось бы в обычной строительной технике.

Создатели «Большой нглЫ» показали, что при умелом инженерном расчете уникальные сооружения могут быть построены из стандартных, обычных, дешввых материалов. Так советские строители умело сочетали стандарт, сравнительно умеренную стоимость с дерзким инженерным замыслом. И в этом главная особенность нового грандиозного сооружения.

10