Техника - молодёжи 1959-09, страница 15

Техника - молодёжи 1959-09, страница 15

ПОТОКАХ

Рис. М. КАПУСТИНА

полукружьем ощетинившиеся вокруг стойки — тумбы, смачивает специальным раствором и укрывает.

Резиновая смесь готова.

БЕСПРЕРЫВНОСТЬ — ОСНОВА АВТОМАТИЗАЦИИ

Готова ли?

Ответ на этот вопрос очень важен. Слишком Дорого обойдется просчет, допущенный в самом начале производственного процесса, если он обнаружится потом, когда из низкосортной резины будут изготовлены автомобильные камеры и покрышки. Труд сотен людей, дефицитный материал, при-(езенный иногда за много тысяч километров, — все это окажется затраченным впустую: отдел технического контроля забракует некачественную продукцию.

Готова ли?

Ответ дает лаборатория. Для этого резиновую смесь от вальцовщиков грузят на электрокары и отвозят на склад смесей. Со склада образцы забирают в лабораторию и по ним определяют качество резины. Если качество вв хорошев, -смесь снова грузят на тележки и отправляют в каландровый цех. Если же в смеси обнаружились недостатки, ее направляют на повторную переработку.

Процесс этот длился сутки. Прерывался поток. Кроме ненужной потери времени, он стоил немалых затрат на транспорт. К тому же перевозка смесей зачастую просто мешала работе: цехи и без того стеснены.

Кировские шинники задумались над тем: нельзя ли ускорить лабораторный анализ смесей, нельзя ли его приблизить непосредственно к реэиносмеситвлям?

Рационализаторы Кировского шинного завода совместно с Научно-исследовательским институтом резиновой промышленности разработали и смонтировали прибор, который позволяет в течение нескольких минут определить качество смеси.

Отпала нужда в транспортировке. Не нужен стал склад смесей.

Резиновые смеси прямо нзчпод вальцов, минуя склад, тотчас же, а не через сутки, как было, поступают для дальнейшей обработки к протекторному агрегату или а каландровый цех.

Качество смесей улучшилось.

Цехи завода начали работу на прямых потоках.

Так на Кировском шинном заводе родилось замечательное начинание, которое значительно повысило культуру производства и производительность труда.

Сейчас этот прогрессивный метод работы внедряют и другие шинные заводы страны.

Людмила Черткова — лаборантка. Ее небольшой столик — в стороне от резиносмесителвй, у самого окна. Вы можете пройти мимо, не обратив внимания на этот столик и на немногочисленные приборы, находящиеся на нем. А между тем именно тут определяются теперь умение, трудолюбив большинства рабочих цеха.

Здесь, за небольшим столиком, эта кареглазая хрупкая девушке определяет качество смесей. Здесь за те полторы-две минуты, пока Людмилины приборы свершают свой суд над крохотным кусочком резины, взятой из партии смеси, пот прошибает.

Не верите? А вот давайте вместе с вами понаблюдаем за ним: как раз Москаленко несет образец только что приготовленной им смеси на испытания.

Лаборантка взяла образец, осмотрела и призычно положила его под пресс.

Включив приборы и тут же открыв рабочий журнал, Людмила принялась «писывать в него номер смеси. Ей не хотелось терять попусту минуту, она всегда использовала ее на запись; запишет номер смеси — как раз время приподымать пресс и брать сплющенный горячий кусочек резины и бросать его в посудину с проточной холодной водой. Для нее эта минута — рабочий процесс, который отшлифован, доведен до автоматизма.

Зато для Москаленко эта минута — испытание. И пока там, под прессом, что-то шипело, парило, вальцовщик

тоже «парился». Лицо ого стало сосредоточенным, каждый-мускул в напряжении.

Оно и понятно: бригада Леушина, в которой работает Москаленко, одной «из первых на заводе выступила инициатором соревнования за высокое звание бригады коммунистического труда. Обязательства передовых 'рабочих широко обсуждались. Не зря они вывешены на самом видном месте цеха. Много в этих обязательствах серьезных пунктов — и по экономии материала, и по культуре труда, и по участию е общественной жизни предприятия. Но главный и первейший из них — качество.

Пройдет еще одна «минута — Людмила достанет из крохотного резервуара с проточной водой охлажденный «пятак» сплющенной резины, разломит его и... И в один миг все в цехе узнают: Москаленко допустил брак.

Есть из-за чего попотеть!

— Ну-ка! — Москаленко не терпится, он кладет на огромную свою ладонь черную шайбу, другой переламывает пополам. Одну половину подает лаборантке, другую рассматривает сам.

— Пористости в сломе нет.

— Добре! — говорит сам себе Москаленко, и большие, словно припорошенные сажей, глаза его лучатся в улыбке.

Людмила не видит этой улыбки: она склонилась над контрольным журналом. Против номера смеси, изготовленного Лвушиным и Москаленко, в графе «качество» она делает отметку о том, что качество смеси хорошев.

ОДИН ВМЕСТО ДВАДЦАТИ

Автомобильная шина собирается мз нескольких деталей. Для изготовления их на заводе организованы специализированные отделения и цехи, смонтированы агрегаты. Смеси от вальцов доставляются ко всем этим агрегатам, отделениям и цехам.

Рассказать о рождении каждой заготовки будущей шины нет возможности: участков и отделений очень много. Нам хочется остановиться только на наиболее существенных процессах.

Протектор — самый верхний слой покрышки. На изготовление протекторов идет значительная часть смесей. Еще совсем недавно после вальцов смеси транспортировались на склад, проходили анализ и снова развозились к полуавтоматам, за которыми рабочие изготовляли протекторы. Таких машин было в цехе два десятка, и за каждой из них стоял опытный рабочий.

Переход на прямые потоки позволил полностью автоматизировать производство протекторов.

Теперь смесь из-под вальцов грузится на подвески конвейера, и через полторы-две минуты она уже поступает в приемную камеру червячного пресса протекторного агрегат & Червячный пресс—пусть простит меня за такое сравнение мастер Александр Малышев — похож на огромную мясорубку. Лопасти бесконечного винта перемешивают, гонят тягучую_мвссу к выходу.

А тут, у выхода, где у кухонных мясорубок вставлен щиток с круглыми отверстиями, сделана узкая длинная прорезь. Выдавливаясь, масса приобретает форму широкой ленты; продвигаясь по ленте агрегата, она остывает, нарезается по заданной длине — и протектор готов.

До перехода на приемные потоки изготовления протекторов было занято два десятка рабочих. Теперь «сю потребность сборочного цеха обеспечивает один агрегат, которым управляет один рабочий — Высококвалифицированный мастер Александр Малышев.

Александр молод, на «ид ему не болев двадцати. Он сухощав, как будто нетороплив. Поглядите на него — не поверите, что это человек неиссякаемой энергии. А именно благодаря его энергии протекторный агрегат был пущен значительно раньше срока.

Не все сразу ладилось. Александр неделями не покидал цеха, занятый регулировкой агрегата. Он был его сборщиком, монтажником и первым машинистом. Теперь он подготовил машинистов для каждой смены, и сейчас Малышев мог бы не стоять у пульта. Но когда предстоит выпустить особо ответственную партию, Александр сам регулирует агрегат.

Одна, вторая, третья... Подвески конаейвра проходят над приемной камерой, то и дело пополняя червячный пресс смесью. Вращаются лопасти винта, выдавливая массу в формовочное отделение, и вот черная широкая лента бенсит и бежит по ленте транспортера.

Нож автоматически режет ев на полосы одинаковой длины.

11