Техника - молодёжи 1968-10, страница 30т-..„.ымаИНИИЦ ass?"*1»»— ПРИКОСНОВЕНИЕВ. ПАЧУЛИЯ, канд. исторических наук 1. МУЗЕЙ НА ДНЕ БУХТЫ_jjre-reft! Кто на «Александра Македонского»! Погружаемся! Экскурсия в бездны моря! — прокричал маячивший в конце причала парнишка • тельняшке и выгоревших брюках. Он стоял у открытого люка какого-то сооружения, напоминавшего огромный батискаф. — Посто-о-ой! — Я помахап парню руками, подскочил к кассе, вырвал из рук грузной кассирши билет и, забыв про сдачу, ошалело помчался по длинной железобетонной платформе. Вни-зу, под платформой, хлюпали волны и искрились солнечные лучи. Пронесся мимо стеклянной громады вокзала. Пробалансировал по шаткой лестнице к люку. Сунул билет парнишке, который оказался вовсе не парнишкой, а взрослым худым парнем. Он разорвал билет, бросил его в воздух и стал убирать лестницу. Между тем налетевший ветер подхватил листик билета и швырнул его к скульптурной группе, как бы выраставшей прямо из моря. Перехватив мой взгляд, парень в тельняшке сказал весело: — Братья-близнецы Кастор и Полидевк. Выходцы из античной легенды. Без них и подводного музея не было бы, куда опустимся сейчас. — То есть как «не было бы»! — А вот так. Жил давным-давно мореплаватель Язон. Приплыл он как-то в Колхиду и позаимствовал, а по тогдашним понятиям, просто похитил у царя Аэта золотое руно и царскую дочь красавицу Медею. Плывет обрат но Язон, а эти двое из его экипажа, — выразительный жест в сторону скульптур, — вроде бы разошлись с ним во взглядах. Покинули они мореплавателя Язона и подались на север, вдоль Черноморского побережья. Тогда оно, между прочим, Понт-Эвксинским именовалось. Доплыли до наших краев, сошли на берег и заложили Диоскурию. Потому как «диоскуры» означает «братья-близнецы»... — Джума! Джума! Пора люк закрывать! Пора погружаться! Пора лекцию начинать! — прокричал из батискафа высокий надтреснутый голос. — Прошу войти в салон, — сказал внезапно посерьезневшим голосом усатый толкователь античных легенд. — Шестьдесят человек ждут одного. Нехорошо. Я спустился вниз. Джума захлопнул и завинтил люк, уселся за миниатюрный пульт и стал манипулировать какими-то кнопками и рычагами. ...Батискаф погружался. Голубое свечение верхних слоев, пронзающее огромные окна подводного аппарата, постепенно переходило в зеленоватое мерцание. Экскурсанты, удобно расположившись в мягких креслах, созерцали красочное обличье подводного мира. Вот стая искрящихся рыб выпорхнула из сумеречных глубин и скрылась в водорослях. Вот добродушный дельфин замер, как бы позируя перед объективом окна, и тут же исчез. А вот, наконец, и первые экспонаты подводного музея... Античная колонна, наполовину вросшая в ил. Размытые контуры старинной башни... Остов корабля с грузом пузатых амфор... У стены, сложенной из крупных блоков, аквалангисты производили какие-то замеры... — Джума! Джума! — сказал величественный обладатель высокого надтреснутого голоса. — Сначала диапозитивы, потом кинофильм. Начинаю лекцию. Я на цыпочках подошел к пульту и спросил у Джумы: Рис. И. Шалито н Г. Бойко К ТАЙНЕ — О чем лекция! И этот матрос, гид, историк, штурман и киномеханик ответил мне тоже шепотом: — Какой непонятливый! О Диоску-рии лекция. 2. ПОТЕРЯННАЯ И НАЙДЕННАЯ ДНОСКУРНЯуда исчез один из центров древней Колхиды — Диоскурия, или Диоску-риада? Примерно 2500 лет назад этот город был основан греческими купцами из Милета в районе современного Сухуми, где уже несколько веков существовало ремесленно-земледельческое поселение аборигенов. 26
|