Техника - молодёжи 1969-07, страница 20

Техника - молодёжи 1969-07, страница 20

ДОН-КИХОТЫ ОТ МАТЕМАТИКИ

В. ОРЛОВ

Явление, предлагаемое вашему ,, вниманию, есть попытка создать синтез музыки и движущихся цветовых форм. Цветовые композиции к музыке сочиняются, а затем исполняются с помощью клавишного инструмента. Между ним и звуковоспроизводящим устройством никакой связи нет. Движением цветовых форм, их яркостью управляет сидящий за пультом колорист, который эмоционально воспринимает музыку и передает свое представление о ней в виде цветодинами-ческих композиций на экране».

Так написано на пригласительном билете во Дворец студентов Харьковского политехнического института имени В. И. Ленина. Дважды в неделю, по субботам и воскресеньям, там дает концерты цветомузыки Юрий Правдюк. Он и сконструировал установку, о ко

торой сказано в пригласительном билете.

Что это? Эстетический эксперимент, привлекающий к себе лишь избранных и посвященных? Нет, период экспериментирования у Юрия Правдюка давно позади. Концерты цветомузыки стали обычным явлением в культурной жизни Харькова. Их уже посетило более 16 тыс. человек. Они не только услышали музыку Баха, Моцарта, Дебюсси, Скрябина, Прокофьева, но и увидели на экране ее цветовую интерпретацию.

Правдюк — инженер, специалист по электротехнике. А концерты — его увлечение, общественная деятельность, в которой он проявляет себя с не меньшим блеском, чем в области технического творчества. Вряд ли можно представить себе лучший вклад в дискуссию

о цветомузыке, дискуссию, идет уже не одно столетие.

которая

Перенесемся в XVIII век. 1742 год, Петербург. Зал заседаний Российской академии наук. Ученые мужи обсуждают дерзкую идею «клавесина для зрения», которую в то время пропагандировал французский пастор и математик Луи-Бертран Кастель. Академики темпераментно выясняют, «как можно чувством одним узнать в луче радужном нотную азбуку». Они взывают к авторитетам: «Ньютон, такожде остроумный, который прежде других сходство стал находить пропорции музыкальной с цветами, о том не мыслил, чтобы из цветов произвести музыкальное согласие». Нельзя, говорят они, написав на бумажках числа голые в гармонической или иной прогрессии,

БЛОКА ФОНАРЕЙ

Цветомузыкальная установка, управляемая человеком

(конструкция 1С. Правд*оиа)

0 о

ш

) ОббФ

|р7й

ш (Ш

щ

м/-г

Ж л

fVAa

ш

-

ш\

О • «0 о 0 ° о о О

РАССКАЗЫВАЮТ

Ю. ПРАВДЮК, инженер (Харьков): В моей установке свет на экран попадает из 16 проекционных фонарей, в каждом из которых есть лампа, вращающийся барабан с прорезями, цветофильтр и трафарет. Барабаны — важнейшие детали конструкции. Они изготовлены из ватмана. Прорези в бумаге сделать очень легко, но найти лучшую форму узоров — дело практики. Поскольку лучи от ламп дважды пересекают поверхность каждого барабана, движение фигур на экране получается не простым, а перекрестным. Это создает интересный художественный эффект.

В комплекте — цветофильтры восьми тонов разной насыщенности. Трафареты, как и барабаны, снабжены прорезями для прохождения лучей и легко сменяются. Яркостью света любого фонаря можно легко управлять с пульта через автотрансформаторы.

Количество композиций, которые получаются на экране, практически безгранично. По воле исполнителя-колориста цветовые формы могут двигаться в любом ритме, быть четкими или размытыми, менять окраску, яркость, конфигурацию, скорость и направление движения.

Как видите, установка проста. Но она послушна исполнителю и может передать любой его творческий замысел. В этом ее ценность.

М. МАЯКОВ, экспериментальная студия электронной музыки (Москва): К концу года мы намерены открыть зал цветомузыки в Музее А. Н. Скрябина. О проекте зала «Техника — молодежи» писала в № 10 за 1965 год. Наша мечта: применить оптику без линз — голографию. Тогда изображение будет «висеть» прямо в пространстве.

Идет работа над новыми инструментами для сочинения и исполнения электронной музыки. Дел много. Приглашаем