Техника - молодёжи 1970-01, страница 7

Техника - молодёжи 1970-01, страница 7

КЛЮЧИ К ТЕХНИКЕ БУДУЩЕГО! ^^^

ЗАЧЕТКАХ

Л. СТОГНИЙ, лауреат Государственной премии, заместитель директора ордена Ленина Института (^ кибернетики АН УССР, А

И. РОСОХОВАТСКИЙ, писатель

г. Киев

браться в причинах ошибки, но и заглянуть в «черный ящик». (Напомним — речь идет о процессе, где мы видим лишь его начало и конец.) Таков и процесс образования понятий. Работа с машиной позволила наблюдать основы его скрытого механизма. Поэтому и пошутил кто-то из ученых, что из кибернетиков могли бы получиться отличные воспитатели для детских садиков и учителя начальных классов.

Но есть и другие способы научить машину распознавать смысл речи. Один из них так и называется — «язык смысла». Между совсем разными словами можно отыскать ниточки связей, нечто общее. Например, слова «фрегат», «крейсер», «катер» — мужского рода 2-го склонения и все они обозначают плавающие предметы. Или «крейсер», «поезд», «автомобиль». Все это обозначения для средств передвижения, у слов один род, число, склонение, падеж. И даже между понятиями «крейсер», «стол», «игрушка», «телевизор» ниточка все равцо найдется. Все соответствующие предметы созданы человеком, слова — существительные единственного числа. Есть и другие связи. Например, у слов «крейсер», «стол», «телевизор» еще и общий род. Поэтому у них будет уже не три, а четыре общих множителя, которые можно обозначить с помощью каких-то символов. Выходит, каждое слово можно представить комбинацией элементарных смыслов. При работе по такому варианту машина должна хранить все кирпичики смыслов, общие для различных языков. Она будет отыскивать в слове-понятии образующие его элементарные единицы, «атомы значения». Так она сможет овладеть понятием, высказанным на любом языке, и перевести слово и* фразу.

2. КОГДА ГОРА ИДЕТ К МАГОМЕТУ

По размерам она не больше письменного стола, и каждый научный сотрудник, исследователь может поставить ее в своей лаборатории. Ее имя МИР — машина для инженерных расчетов.

Ее язык необычен. Во-первых, на нем можно передать содержание множества расчетных задач. Во-вторых, инженер, даже незнакомый с работой на электронных цифровых машинах, осваивает его за несколько часов. Дело в

том, что язык МИРа похож на -

язык, которым инженер пользуется для своих расчетов.

Хотите употребить математические формулы? Пожалуйста. Желаете • дать словесные инструкции типа «вычислить», «если», «то», «иначе», «заменить», «вывести», «график», «таблица»? Машина поймет и их. Она может совершать не только простейшие арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, деление, но и более сложные — определение синуса, косинуса, логарифма. Ее язык включает символы, которыми часто пользуются инженеры: знаки интеграла, суммирования рядов, бесконечности.

Еще один шаг навстречу инженеру — десятичная, а не двоичная система счисления.

И уж совсем необычна способность машины воспринимать команды с учетом разрядности чисел. Если вы ведете предварительные расчеты и не преследуете высокой точности, можно считать с 3 или 4 десятичными знаками. Но при необходимости машина будет оперировать с 10, 20 или 50 десятичными знаками.

Но вот что особенно интересно. Н^ МИРе инженер может одолеть и те задачи, метод решения которых ему неизвестен. Вспомним: ведь машина работает на том же языке, что и инженер, дающий задание. Это позволяет ему не только наблюдать за промежуточными результатами, но и понимать, в каком месте его вычислительной схемы работает МИР. Всегда можно остановить машину и приказать выдать формулу, по которой ведется счет. Средство ввода и вывода информации в МИРе — электрифицированная пишущая машинка. Данное идут в виде букв, цифр и математических символов.

Знакомясь с промежуточными результатами, можно изменить или дополнить схему вычислений. Для этого достаточно напечатать слово «ЗАМЕНИТЬ», а после него — перечень нужных изменений. Возможность следить за ходом счета и вмешиваться в процесс работы машины дает огромные преимущества по сравнению с обычной ЭВМ.

Представьте такой случай. Мы определяем значения физической величины, зависящей сложным образом от ряда параметров. Из наблюдений и решения аналогичных задач нам известен общий характер поведения искомой функции. Например, мы знаем, что она должна возрастать (или убывать) по мере роста одного из параметров.

БИП-БИП: Чертовски логична эта машина — прямо как человек!

ЛЮБОЗНАЙКИН: Как человек? Нет, для этого она слишком логична!