Техника - молодёжи 1970-05, страница 27

Техника - молодёжи 1970-05, страница 27

Рис. Л. Рындича

3 А

О Д

Н

достать, его нужно еще перебросить через линию фронта, а авиация загружена до предела...

Партизаны искали и находили выход из положения. Однажды комсомольцы Пинского соединения сложили очаг и вмазали в него железную бочку. Бочку заполнили водой и опустили в нее фугаску, из которой предварительно вывинтили взрыватели и снаряжательную пробку. Развели огонь, и, когда вода начала кипеть, из бомбы, как мед, потек тротил. Черпаками заливали янтарную жидкость в заготовленные корпусы мин. Жутковато делать такую работу (вдруг взорвется!), но это было оружие для битвы с врагом, и страх уступал мужеству.

В отрядах Одуха и Кузовкова весной 1943 года кончилась взрывчатка, и тогда молодой сибиряк Михаил Петров стал выплавлять ее из вражеских снарядов, в изобилии валявшихся на полях и в лесах Подольщи-ны. Из этого трофейного тола Михаил Петров (ныне Герой Советского Союза) мастерил мины и с их помощью пустил под откос двенадцать эшелонов.

В гомельском отряде «Большевик» партизаны собирали неразорвавшиеся снаряды, отвинчивали взрыватели и добывали тол. До ноября 1943 года они собрали 6 т взрывчатки!

И не всегда эта опасная операция проходила благополучно. «Плавильщики» играли со смертью...

Александр Исаченко и Александр Иванов нашли снаряды крупного калибра. Сняли боеголовки, развели костер. Трудно сказать почему — то ли не заметили, что в одном из снарядов остался детонатор, то ли трофеи перекалили и температура достигла критической точки, но внезапно раздался взрыв. Молодые патриоты погибли. Комсомольцу А. Исаченко, который пустил под откос шесть фашистских эшелонов, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Да, подчас дорого давались партизанам драгоценные граммы тротила...

ОРУЖИЕ РЕЛЬСОВОЙ ВОЙНЫ. На одном из полигонов в напряженнейшем темпе, от рассвета до темноты, по наспех набросанной программе, мы начали испытывать тротиловые шашки разной формы и веса. Почти боевая обстановка не мешала с дотошной научной точностью заносить в акт показания опытов, иллюстрированные фотографиями, тут же, на месте, анализировать данные и делать выводы.

После трехсот взрыво^ выявились совершенно новые, ранее неизвестные обстоятельства. Они не были предусмотрены никакой литературой, никакими

А. ИВОЛГИН, полковник, военный инженер

инструкциями. Меня просто потрясло такое открытие: не столько вес и форма (хотя они тоже имеют значение), сколько позиция (положение) заряда играет определяющую роль.

Когда мы установили 200-граммовую шашку у основания рельса (напоминающего в разрезе цифру I), разрушение оказалось незначительным. Заряд, закрепленный под верхней перекладиной «римскои единицы», выбивал из рельса 30—40-, а с забивкой (то есть с засыпкой «адской машины» землей) — 60—80-санти-метровые куски. Это было вполне закономерно и известно.

Перешли к опробованию 100-граммовых зарядов. Картина повторилась.

Последствия взрывов 100- и 200-граммовых шашек, к нашему изумлению,- мало чем отличались друг от друга^ 100 г тола, установленные вплотную под головку рельса, с забивкой, выхватывали тоже 50—75 см!

Эти предварительные результаты- мы немедленно доложили генералу. Возникали новые проблемы, резать на части уже накопившиеся на складах стандартные 400- и 200-граммовые шашки, ставить перед промышленностью вопрос о выпуске 100-граммовых зарядов.

Первое поручили партизанской школе при Центральном штабе, а второе — одному из руководящих работников — Ь. Эйдинову.

Он весьма оперативно сообщил о своих переговорах. Снаряжательные заводы не могли без ущерба для своей очень жесткой (даже по военным временам) программы наладить выпуск взрывчатки новой формы и веса. Взамен предложили проверить «боеспособность» 60-граммовой сферической шашки, выпускаемой для других боеприпасов Но 60 — это не 100!

Быстро получили и завезли на полигон ящик этих смертоносных «шариков», которые вскоре нарекли «ПШ-2» (партизанская шашка 2-го образца).

Установили «ПШ-2» у головки рельса, засыпали ее землей, подожгли зажигательную трубку, отошли за деревья... Грянул взрыв. Подошли и ахнули: брешь длиной около 70 см!

Случайное совпадение? Благоприятное стечение обстоятельств? Еще 3—4 десятка взрывов на рельсах разных образцов. Результаты неизменны: разрушение в пределах 60—80 см!

Сообщили генералу. Немедленно прибыла «незаинтересованная» комиссия. Она подтвердила наши выводы. На полигон приехал генерал. Снова серия взрывов. Ни у кого никаких сомнений. Связались со снаря-жательным заводом. «ПШ-2» с нашей листовкой — инструкцией «Уничтожай рельсы врага!» начала поступать в партизанские отряды. Копилось оружие для предстоящей рельсовой войны.

КОМСОМОЛЬЦЫ ВПЕРЕДИ! В самом ее начале большая группа руководящих комсомольских работников была направлена в партизанские отряды. Молодые командиры готовили грандиозную партизанскую операцию.

В конце 1942 и в начале 1943 года на оккупирован

25