Техника - молодёжи 1971-07, страница 43

Техника - молодёжи 1971-07, страница 43

ле окна на пятом этаже, то есть на самом высоком этаже, который будет использоваться для жилых помещений, составил всего 58 дб. На практике проходящая по крышам автотрасса будет ограждена стенками, которые уменьшат уровень шума, быть может, еще на 3 дб (по самой сдержанной оценке), до 55 дб. Таков приблизительно уровень шума в центральной части Лондона.

Даже при широко открытых окнах уровень шума в комнатах, был примерно на 20 дб ниже уровня снаружи. Несколько более обычного уменьшение шума, возможно, объяснялось острым углом падения звуковых волн сверху. Звук от эстакадных дорог обычно распространяется дальше, чем от наземных. Однако это происходит лишь потому, что дома, расположенные вдоль шоссе, служат экраном, загораживающим отдаленные здания. Эстакадные дороги обычно проходят на такой высоте, что звук попадает прямо в окна.

Иное дело — автотрассы, проходящие по крышам. Предоставляется возможность разместить большинство окружающих зданий в «акустической тени». Парапетные стенки, ограждающие дорогу, будут защищать от шума почти все ближайшие строения, за исключением разве только самых высоких.

@ децибелы )-30и

Распределение шума (в децибелах) от транспорта, движущегося по крыше здания.

Видимо, столь же большое значение, как и ослабление шума, имеет сокращение количества выхлопных газов, которые трудно рассеиваются из улиц-ущелий. С «крышных» дорог газы будут уноситься ветром.

С самого начала новые автотрассы примут на себя какую-то часть местного движения транспорта. По мере расширения такой системы дорог все меньшему числу машин придется спускаться на уровень земли. Нет возражений и против того, чтобы этими дорогами пользовался и транзитный транспорт. Он быстро пересечет город, не встретив на своем пути ни светофоров, ни перекрестков, ни пешеходных дорожек.

Первоначальная стоимость строительства дорог, проходящих по крышам, будет больше первоначальной стоимости строительства эстакадных дорог. Деньги главным образом уйдут на сооружение поддерживающих зданий (приблизительно 20 млн. фунтов стерлингов на километр). Но ведь эти здания все равно пришлось бы возвести, чтобы переселить в них людей из снесенных домов. Даже в случае, когда жилые дома не придется сносить, можно достигнуть значительной экономии, объединив строительство дорог и реконструкцию города в едином проекте.

В ажные события произошли за по-следние десять-пятнадцать лет в океанографии и морской геологии. Штурм гидрокосмоса шел одновременно с проникновением в околоземное пространство. Невиданные прежде миры открылись человеческому взору. За фотографией обратной стороны Луны последовала карта «планеты Океан». А ведь под водной толщей прячутся три четверти поверхности Земли! Как же удалось проникнуть взглядом в океанские глубины?

Ученые проделали колоссальную работу. Многочисленные исследовательские суда планомерно бороздили океаны, эхолотом прощупывая дно, обнаруживая подводные хребты, трещины, вулканы. Проводилась методическая «гидроэхосъемка» морского ложа.

Весомую лепту в изучение океана и рельефа морского дна внесли советские океанографические экспедиции. Прославленные корабли «Витязь» и «Обь», «Космонавт Комаров» и «Академик Курчатов», специализированные корабли типа «Михаил Ломоносов» с автоматизированной системой сбора и обработки информации — около 40 советских океанографических судов ведут штурм океана.

Эхосъемка царства Нептуна обнаружила много удивительного. Оказалось, что высота потухшего вулкана Мауна-Кеа на Гавайских островах — более 9700 м от подножия до вершины» то есть значительно выше Эвереста (8882 м). Все океаны как бы очерчены гигантскими трещинами, образующими единую глобальную систему. Эти разломы — нечто вроде «швов» Земли, которые возникли в результате расползания осколков древних суперконтинентов. В центральной же части дна океанов — мощные тысячекилометровые хребты Ломоносова и Гак-келя в Северном Ледовитом океане, Средне-Океанический в Индийском, Гавайский в Тихом, Средне-Атлантический в Атлантике.

Океан и перемещения материков поставили перед учеными множество загадок. Например, откуда на поверхности Земли столько воды, почему наша планета «мокрая»? Почему море соленое? Почему расходятся материки? Откуда берутся неисчерпаемые запасы внутреннего тепла земной коры? В геологии, пожалуй, больше, чем в любой другой науке, противоречивых взаимоисключающих гипотез.

Чтобы познать Землю, надо, по-видимому, раскрыть механизмы космической эволюции найти глубинные причины, влияющие на изменения внешнего облика планет. В развитии Земли, Марса, Луны и других небесных тел наверняка много общего (см. ТМ, 1970, № 10). Быть может, в частности, изучение особенностей рельефа дна океанов позволит понять, как образовались разломы лунной коры и «каналы» Марса?

40