Техника - молодёжи 1971-10, страница 59

Техника - молодёжи 1971-10, страница 59

О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ

шин лет двадцать-тридцать назад были принадлежностью гоночных. Но и эта сторона дела не имеет решающего значения. Особенно когда речь идет о сверхскоростных рекордных автомобилях.

Не скоро еще на шоссейных дорогах мира машины будут мчаться со скоростями, приближающимися к звуковой. И даже скорости в два, три, четыре раза меньше нормой не станут.

«Спорт есть спорт!» — такой может быть другая оценка происходящего. Несчастья случаются не только на автодромах. Ринг, планка для прыжков в высоту, лыжный трамплин таят в себе подчас вполне реальную опасность. Но есть безусловная грань между тем видом спорта, где потенциальная опасность — необходимый элемент соревнований, и тем, где смертельный исход предопределен статистически.

Тогда — зачем?

Деньги? Верно, платят. Но ведь цена жизни деньгами не измеряется.

Трудно однозначно ответить на этот весьма сложный вопрос. Самое чистое и возвышенное переплетается с самым мерзким и низменным.

Идеализм, страсть к свершениям, требующим всех душевных и физических сил человека, невероятная храбрость, абсолютное владение машиной — у гонщиков.

Реклама шин, бензина, двигателей — то есть интерес — корыстный, алчный, торгашеский со стороны компаний, финансирующих гонки.

Разжигание низменных страстей в людях, ибо вряд ли норма для человека — глядеть с любопытством на то, как человек рискует жизнью.

В выигрыше или в проигрыше человечество от всего, что делается на дорожках автодромов?

Что-то, безусловно, можно занести в актив. Ведь каждое новое достижение человека — свидетельство могущества его духа, воли, энергии.

А что-то — в пассив, потому что не может человек наблюдать згГ соревнованиями, финал которых так часто оборачивается трагедией, не теряя при этом какую-то частицу своего человеческого «я». Грубость и развращенность римской толпы во многом формировались боями гладиаторов, а лозунг «Хлеба и зрелищ» остался человечеству как память об обществе, где всякие истинно общественные интересы были утоплены в искусственно культивируемой жажде низменных развлечений.

Единицам автомобильные гонки дают примеры мужества, воли, собранности, невероятных свершений.

Обывателю — растлевающее душу зрелище, щекочущее нервы, спасающее от пресыщенности.

Хитрым и ловким дельцам — лишнюю возможность нажиться. Да, непростое это дело — автомобильные гонки на сегодняшнем Западе.

Владимир Немцов известен читателям как писатель-фантаст. Не будет преувеличением сказать, что каждую его новую книгу всегда ожидают с нетерпением, — и удивляет: откуда у писателя столь глубокие познания в радио, авиации, парашютном и планерном спорте, фото- и киноискусстве?

Книга «Параллели сходятся» отвечает на эти вопросы. «В поисках жизненных путей, — рассказывает Вл. Немцов, — мне пришлось убедиться, что творческий процесс как таковой у художника, литератора, актера, конструктора, изобретателя, по существу, общий и отличается лишь суммой накопленных знаний в разных областях трудовой деятельности человечества».

В этой связи любопытно проследить за тем, почему в жизни самого автора книги столько творческих параллелей.

В 16—17 лет у подростка проявляются способности карикатуриста. Но Владимира потянуло к поэзии. Борис Горбатов и даже сам Маяковский одобрительно отозвались о первых его стихах. И снова неудовлетворенность. Решил попробовать свои силы на сцене. Получилось. Работал в труппах Большого и Малого театров. В Большом выступал даже в балете — правда, в группе вспомогательного состава. И все это время он учился на филологическом факультете МГУ, не оставляя мечту стать журналистом. Снова неожиданный поворот судьбы: Немцов становится инженером-конструктором радиоаппаратов, а вскоре и главным инженером радиозавода!

Позже, будучи квалифицированным специалистом, исследуя распространение ультракоротких волн, Владимир Иванович снова резко меняет свой профессиональный «курс». Он оставляет технику и становится писателем-фантастом. Широко известны его романы «Альтаир», «Семь цветов радуги», повести «Тень под землей», «Зо-тотое дно», «Последний полустанок», «Осколок солнца».

Неверно рассматривать книгу Вл. Немцова «Параллели сходятся» только как автобиографические размышления или мемуары. Основная тема его книги — осмысление истории развития радиолюбительства.

В л. Немцов, Параллели сходятся. Изд-во «Советская Россия». М., 1969.

В 20-е годы интерес к коротковолновым радиостанциям принял широкий размах. Армии, молодой советской авиации нужна была надежная радиосвязь; легких, безотказных радиостанций ждали геологи, пограничники, альпинисты.

И вот уже нижегородский коротковолновик Ф. Лбов создает уникальный аппарат, устанавливает связь с любительскими радиостанциями мира. Есть первый советский рекорд связи — рекорд дальности!

В наши дни ультракороткие волны исследованы довольно полно. Достаточно вспомнить, что основная связь с космическими кораблями ведется именно на этих волнах. Но... и сегодня нельзя с уверенностью сказать: ультракоротковолновый диапазон эфира используется с максимальной отдачей. Й сейчас еще не все известно из того, как УКВ распространяются за пределами прямой видимости.

Все, о чем рассказывает Вл. Немцов в книге «Параллели сходятся», интересно и познавательно. Как мыслит конструктор за чертежным столом в поисках единственно правильного решения? Какими путями идет совершенствование конструкции? Или, например, почему сначала разрабатываются общие контуры аппарата, а потом уже проектируются детали... Сотни вопросов нужно решить изобретателю, конструктору. Процесс этот не может быть регламентирован.

Рассказывая о выдающихся ученых и конструкторах, с которыми пришлось встречаться или работать, Вл. Немцов отмечает, что всех этих людей объединяла одна общая черта: целеустремленность, сознание своего долга перед обществом, жесточайшая самодисциплина. Только выработав в себе эти качества, человек сумеет расширить свой горизонт далеко за пределы узкой специальности, профессии, выработать в себе внутреннюю культуру, понимание прекрасного.

Публицистическая книга

Вл. Немцова «Параллели сходятся» — живая помощь сегодяшним начинающим изобретателям, рационализаторам.

Надо надеяться, что при новом издании автор продолжит работу, разовьет отдельные главы, особенно те, где речь идет о характере творческого процесса.

В. ШАТЫГИН

55

I