Техника - молодёжи 1971-10, страница 62

Техника - молодёжи 1971-10, страница 62

(к сожалению, неизвестна его настоящая профессия: он может быть врачом, фабрикантом или торговцем свиными тушами) имеет свое собственное мнение по поводу уникальной коллекции: она-де происходит из ацтекского музея Теночтитлана, современного Мехико, куда волею судеб попала из... легендарной Атлантиды. Опять Атлантида, мифическая, недоказанная Атлантида, на совести которой не только загадка ее существования и тайна ее гибели, ко и ответственность за все неразрешимые тайны планеты! Можно с такой же уверенностью говорить, что «коллекция Жульсруда» не что иное, как «неземной талисман», неземная реликвия — подарок «пришельцев из космоса», оставивших землянам изображения доисторических животных. Для подобного утверждения оснований более чем достаточно. Уж если на страницах

популярного французского журнала «Планет» объявилось имя профессора Хепгуда (см. его роль в «деле» карт Пири Рейса — ТМ № 4, 5 за 1968 год), дело наверняка пахнет «космической чертовщинкой». Советским и зарубежным читателям он известен как ярый сторонник всего «необычного» в истории нашей планеты, и прежде всего явления космических пришельцев-просветителей, «культурных героев» грубым и невежественным народам Земли...

Теперь отбросим в сторону псевдонаучные домыслы и попытаемся трезво оценить коллекцию Жульсруда. Предположим, что вся она собрание искусно сфабрикованных подделок. В пользу подобного предположения говорят весьма весомые доводы.

Прежде всего нереально, чтобы в одной коллекции, собранной на одном месте, соседствовали «скульптурные портреты» динозавров и плезиозавров, исчезнувших с лица земли более 70 млн. лет назад, с изображениями животных — современников человека: шерстистого носорога Мерка, американской плейстоценовой лошади, ископаемого верблюда, южного слона, мамонта.

Другое дело, если предположить, что кого-то из ныне вымерших животных наш далекий пращур — он появился в Америке относительно недавно, 20—30 тыс. лет назад — мог наблюдать в естественной среде, охотиться на них, делать их изображения. В первую очередь это относится к мамонту, гигантскому ленивцу, ископаемому верблюду, шерстистому носорогу, может быть, к южному слону — все они исчезли в ледниковый период, чуть раньше или чуть позже; крайняя дата существования некоторых из этих ископаемых животных на Американском континенте— 10—15 тыс. лет назад... Науке известны галереи наскальных рисунков, скульптурные изображения из глины, камня и кости, найденные в пещерах и на стоянках каменного века в Испании, Франции, Германии, России (Европейская часть и Сибирь), Монголии. Но как человек на заре своей мыслительной эволюции мог воссоздать облик ископаемых чудовищ мезозоя, Эры ящеров, той далекой эпохи, когда не существовало еще млекопитающих — предков всех сегодняшних теплокровных животных, включая самого гомо сапиенса? Естественно, на этот вопрос трудно ответить без привлечения фантастических гипотез...

Теперь разберем другой вариант: «коллекция Жульсруда» — подлинник.

Что следует в таком случае? Прежде всего то, что вновь открытый памятник потерян для науки, дешифровать его в дальнейшем не представляется возможным. И это самое страшное! «Любители археологии» и «грабители могил», а они не могут существовать изолированно друг от друга, в погоне за сенсацией и барышом разрушают исторические памятники, отнимают у человечества историю его культуры.

Нечего и говорить, какими трагедиями для науки оборачивается охота на золотого тельца. Ведь важно не только найти, извлечь вещь из археологического памятника, необходимо изучить условия ее залегания,

58

увидеть сопутствующие вещи в одном горизонте культурного слоя, датировать памятник и многое, многое другое... Только тогда «заговорит» археологическая находка, расскажет о своей эпохе, о своих создателях... Любопытно — и, думается, ближе всего к возможной истине, если коллекция все-таки не подделка! ■— мнение доктора зоологии А. Ромера, просмотревшего сотни фотографий с изображениями ископаемых чудищ. Он полагает, что изображения эти могли быть «подсказаны» внешним видом рептилий и доныне живущих в Мексике. Эту небезынтересную мысль хотелось бы развить подробнее

...Мы теперь хорошо знаем, что первобытный человек эпохи палеолита (древнекаменного века) в Европе создал подлинные шедевры наскальной живописи. Известный американский ученый-палеонтолог Р. Эндрюз, неутомимый и страстный охотник за ископаемыми животными, в своей книге «Диковинные звери» пишет: «О первобытных млекопитающих мы Лшого узнали по ископаемым останкам. И особенно хорошо нам удалось изучить животных ледникового периода; помогли нам современники этих животных — люди, жившие в те далекие времена. Они запечатлели облик многих зверей в рисунках и статуэтках, и эти произведения первобытного искусства часто находят в различных пещерах... Неандертальцы не оставили нам рисунков животных ледникового периода; это сделали люди, жившие после них. Мы называем их кроманьонцами. Жили они от пятнадцати до тридцати тысяч лет назад и создали древнейшие в истории