Техника - молодёжи 1971-10, страница 60

Техника - молодёжи 1971-10, страница 60

РОНАЛЬД ВИЛЛИС

Рис. Р. А в о т и н а

Не меньшее недоумение ученых вызвал еще и такой факт. Все животные вылеплены в движении, так что трудно отделаться от ощущения, что статуэтки сделаны скорее современными мастерами, нежели древними умельцами. Детали на статуэтках не обозначены, и потому очень трудно определить, какие животные могли служить художнику моделью.

|РЕВНЯЯ ГАЛЕРЕЯ

заблуждение почтенного покупателя (Жульсруд платил Тинахеро одно песо за каждую фигуру), чтобы в итоге получить относительно скромное вознаграждение в две-три тысячи долларов! В конце концов, тот же Тинахеро мог бы заработать неизмеримо больше, имей он дело с иностранным коммерсантом.

Вокруг коллекции Жульсруда разгорелись такие споры, бушевали такие страсти, что, в конце концов, решено было провести дополнительные раскопки. Они были предприняты в присутствии профессоров Хеп-гуда и Сандсрсона на склоне все той же горы, во дворе поместья, принадлежавшего начальнику полиции Акамбаро. Вряд ли можно было бы

в

июле 1945 года Вольдемар Жульсруд, деловой человек из американского города Акамбаро, заметил на склоне горы, нависающей над городом, несколько обломков из глины. Судя по всему, они оказались на поверхности, будучи вымыты из почвы обильными дождями. Вскоре Жульсруд, страстный любитель мексиканской старины, нанял местного каменщика Отилона Тинахеро и с его помощью занялся систематическими раскопками в этом месте. За семь последующих лет его коллекция обогатилась более чем тридцатью тысячами найденных в -земле экспонатов. Среди них фигурки животных, человекоподобных существ с перепончатыми руками и ногами, скульптурные композиции и т. д.

Тридцать тысяч древних археологических реликвий, и среди них ни одна не повторяет другую! Тут было над чем поразмыслить.

Фотографии статуэток, воспроизведенные в этой статье, представляют лишь небольшую часть коллекции. Особенно смущают статуэтки рептилий. Некоторые из них напоминают динозавров и плезиозавров, исчезнувших с лица земли шестьдесят-семьдесят миллионов лет назад. Конечно, наши современники по книгам и фильмам знакомы с обликом некогда существовавших огромных ископаемых животных но откуда о них могли знать древние мексиканцы? Изображения этих чудовищ многих привели в замешательство, и, разумеется, прежде всего ученых. Последних легко понять: классическая теория исчезновения больших рептилий — слишком стройное и надежное сооружение, которое не так-то легко разрушить.

Слон, например, сильно напоминает своего индийского собрата, хотя с большей вероятностью можно предположить, что прообразом для художника послужил мамонт. Во всяком случае, мамонта абориген Мексики мог наблюдать воочию. А вот как индейцы могли познакомиться с волосатым носорогом, с американской лошадью, с ископаемым верблюдом, вымершими десять или двенадцать тысяч лет назад?

Любой искусствовед, глядя на коллекцию Жульсруда, наверняка скажет: никакая культура вплоть до XIX века не могла бы воспроизвести в глине и камне подобные энциклопедические знания о фауне буквально всей нашей планеты. Вот динозавр или плезиозавр; вот маски, напоминающие стиль древнегреческих мастеров; вот нечто схожее с древнеегипетскими мумиями; вот статуэтка, характерная для искусства Ближнего Востока; вот женщина, сидящая на крокодиле. Потребовался бы многотомный труд, чтобы исчерпывающе описать диковинную коллекцию. Но откуда такое смешение стилей, такое многообразие форм и приемов, такая эклектика. Быть может, мы имеем дело с незаурядной мистификацией?

Конечно, обман всегда возможен, тем более что сам Жульсруд лично не присутствовал при раскопках, Но какой искусный ремесленник захочет добрых семь лет вводить в

заподозрить солидного полицейского чиновника в попытке сговора с подделывателями археологических реликвий. Эксперимент превзошел все ожидания: коллекция пополнилась еще 43 статуэтками. Более того, Хепгуд и Сандерсон обнаружили следы древесного корня в углублениях скульптур, что говорило о длительном их пребывании в земле. Другие ученые, вскоре прибывшие на раскопки — среди них доктор Раймонд Барбер и доктор Эдуардо Нахеро (первый минералог, а второй был директором доисторических сооружений в Мексике), — тщательно осмотрели находки, убедились в их подлинности, однако отозвались о всей коллекции довольно скептически. Фигурки людей в соседстве с доисторическими рептилиями они сочли за обман. Дабы поставить все точки над «и», Хепгуд отослал несколько сот фотографий с изображениями бронтозавров и прочих чудищ доктору зоологии Ромеру — профессору Гарвардского университета. Изучив фото, маститый ученый пришел к довольно неожиданному выводу: чудовища напоминают рептилий и доселе обитающих в Мексике.

Совсем недавно появилось еще одно доказательство большой древности статуэток. Все тот же профессор Хепгуд обнаружил в обломках экспонатов органическую материю. Радиоуглеродным анализом был установлен ее возраст: 3500 +

56