Техника - молодёжи 1973-04, страница 39«Полезно изучать открытия других...» Уважаемая редакция! В № 3 за 1973 год ваш журнал очень своевременно начал дискуссию о творческих приемах молодых изобретателей и ученых. С интересом буду ждать ее продолжения. Хорошим дополнением к дискуссии был бы перечень книг, посвященных той же теме. А еще лучше, если под вашей традиционной рубрикой «Книжная орбита» вы дадите обзор этих изданий. Ю. МИХАИЛОВ, инженер. г. Челябинск Английский философ XVII века Ф. Бэкон как-то сравнил изобретения с запутанными ходами лабиринта. Непосвященный не видит в них никакой системы. Но тот, кто разгадал тайну лабиринта, может поведать о ней другим, чтобы предостеречь их от слепого блуждания. А немецкий математик Г. Лейбниц то же убеждение облек в форму сжатого и точного афоризма: «Полезно изучать открытия других таким способом, который и нам самим показал бы источник изобретений». Творческие удачи и находки испокон веков были окружены ореолом таинственности, и лишь немногие авторы отваживались отправиться на поиски «ключа открытий». Ныне изучение методологических проблем творчества развернулось широким фронтом.^ Наш обзор мы начнем с только что вышедшей брошюры Г. Буша «Методы технического творчества» (Рига, «Лиесма», 1972). Ее автор написал не отвлеченный теоретический трактат, а краткое пособие, в котором систематизировал наиболее распространенные приемы изобретательства. «Целесообразность применения этих методов, — пишет Г. Буш, — доказана практикой, их эффективность проверена в процессе массового обучения изобретателей и рационализаторов в Латвийской ССР». Обобщая обширный материал из истории техники, автор выделяет пять групп методических приемов: использование аналогий, подходы по принципу «делаю наоборот», объединение элементов во взаимосвязанные комплексы, расчленение явлений и процессов на составные части, комбинирование параметров в структуре прибора или устройства. Помимо наиболее употребительных общих методик, Г. Буш кратко (иногда слишком уж кратко) характеризует современные средства инженерного поиска, применяемые для достижения частных технических целей. Тщательно подобранные примеры делают обобщения автора доступными широкому кругу читателей. Жаль только, что редактор книги не устранил применяемую без всякой нужды усложненную терминологию («компаундирование», «бифуркация», «ин-капсюляция», «симплификация», «транслокация» и т. п.). Метод аналогий настолько распространен в процессе творчества, что развернутым характеристикам его особенностей посвящено несколько книг. Назовем две из них, написанные учеными-философами. Это работы И. Ма м ы к и н а «Аналогия в техническом творчестве» (Минск, «Наука и техника», 1972) и А. Уемова «Аналогия в практике научного исследования» (М., «Наука», 1970). Авторы упомянутых книг обсуждают интересный вопрос: можно ли прослеживать сходство между разнородными явлениями систематически или игра в аналогии — неповторимое свойство отдельных дарований? Выясняется любопытный парадокс: можно подметить очень отдаленное, но глубокое сходство, и оно будет гораздо плодотворнее, нежели полное, но поверхностное. Сочинения по систематике приемов творческой мысли, к сожалению, не говорят нам о раскованности технического воображения, о его способности совершать резкие взлеты на крыльях вдохновения. И потому особенную ценность приобретают живые рассказы изобретателей, инженеров, ученых о своих исканиях. Подобного рода творческих отчетов не так-то уж много. Перечислим наиболее интересные. П. О щ е п к о в, Жизнь и мечта. Записки инженера-изобретателя, конструктора и ученого. М., «Московский рабочий», 1965. Б. Блинов, Загадочный импульс. Заметки изобретателя. М„ «Молодая гвардия», 1969. Б. Егоров, Секрет НСЕ. Записки рабочего-изобретателя. М., Профиздат, 1961. Н. Середа, Рабочни-изобретатель. Рига, ЛатИНТИ, 1961. А. Пресняков, Рождение н воплощение замысла. Записки изобретателя. М.—Л., Госэнергоиздат, 1962. В. Ковалев, Путь к изобретению. Л., Лениздат, 1967. Пусть никого не смущает скромное наименование жанра этих книг — заметки, записки... В пестроте рассказов и воспоминаний внимательный читатель найдет подлинное богатство: мысли, которые не случайно называют заветными. Об источниках многочисленных оригинальных находок мы узнаем из первых рук. Знакомишься с заметками новаторов и видишь: одной лишь методики, даже самой хорошей, далеко не достаточно. В жизни изобретатели с чисто логическим или сугубо интуитивным складом ума одинаково редки. Опыт творчества постепенно развивает и ставит себе на службу обе, казалось бы, взаимоисключающие стороны дарования. С расцветом своего таланта новаторы обретают высшую свободу воображения, позволяющую им творить в условиях заданной наперед технической необходимости. Для первоначального ознакомления с проблемой можно рекомендовать увлекательную книгу писателя Владимира Орлова «Трактат о вдохновении, рождающем великие изобретения» (М., «Знание», 1964) и сборник «Опережай время!», изданный в серии «Эврика» (М., «Молодая гвардия», 1970). Более подготовленный читатель почерпнет много ценных сведений в полезных, но излишне сухо написанных книгах В. Мухачева «Как рождаются изобретения» (М., «Московский рабочий», 1968) и Ю. Ходакова «Как рождаются научные открытия» (М., «Наука», 1964). Несколько особняком стоят книги о математическом творчестве. Но в них очень полезно заглядывать и тем, чья профессия связана с математикой лишь косвенно. Широкую популярность завоевали книги Д. П о й а «Как решать задачу» (М., Учпедгиз, 1959), «Математика и правдоподобные рассуждения» (М., ИЛ, 1957) и «Математическое открытие» (М., «Наука», 1970). Много споров вызывает недостаточно изученный вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в творчестве. Одна из немногих книг на эту тему — «Исследование психологии изобретения в области математики» (М., «Советское радио», 1970)— принадлежит перу известного французского математика Ж. А д а м а р а. Пути, по которым изобретатели и ученые шли к решениям своих задач, понемногу перестают быть для нас запутанным лабиринтом. И мы лишний раз убеждаемся в справедливости точно сказанных слов: «Полезно изучать открытия других...» Вадим ОРЛОВ 36 |