Юный техник 1981-07, страница 41

Юный техник 1981-07, страница 41

Коллекция эрудита

РЕЗЦЫ НА ПИСЬМЕННОМ СТОЛЕ

В квартире-музее А. М. Горького среди эиспонатов, связанных с творчеством писателя, на письменном столе хранятся небольшие стальные брусочки — резцы. У них есть своя история. Это подарок изобретателя Александра Михайловича Игнатьева.

Маисим Горький познакомился с Игнатьевым в начале века на Капри. Игнатьев был по образованию биолог, но, как подметил Горьиий, обладал инженерной сметной. «А вы попробуйте изобретать», — посоветовал ему писатель.

Много позже в известном горь-иовском очерке «В. И. Ленин» мы прочтем такие строки:

«В сумрачной комнате вокруг стола, на котором стоял аппарат, собралось человек семь хмурых генералов, все седые, усатые ста-рини, ученые люди. Среди них скромная штатская фигура Ленина как-то потерялась, стала незаметной. Изобретатель начал объяснять конструицию аппарата. Ленин послушал его минуты две-три, одобрительно сказал: «Гм-гм!» — и начал спрашивать изобретателя так же свободно, как будто экзаменовал его по вопросам политини...»

Изобретатель, о котором говорится в очерке, и есть Александр Михайлович Игнатьев.

Аппарат, который Игнатьев демонстрировал комиссии, предназ-чался для корректировки стрельбы по самолетам и получил в свое время одобрение. А следующим изобретением Александра Михайловича были резцы, над ноторыми он работал пять лет. «Если изготовить многослойные тоиарные резцы из материалов разной изно-состойности, — размышлял изобретатель, — их не придется затачивать!..» Подкрепляли его в успехе начатого дела опыт и наблюдения биолога. Природа имела такие аналоги. Тонкий беличий зуб-резец, например, благодаря слоистому строению в процессе работы совершенно не тупится, поскольку все время самозатачивается.

В 1926 году Центральное бюро рабочего изобретательства выдало Игнатьеву патент Н> 14451. А Горькому, своему крестному отцу на пути изобретательства, Игнатьев вскоре подарил первый самозатачивающийся резец. В одном из писем, адресованных Алексею Максимовичу, изобретатель писал: «Изучение строения природных

форм, их частей, играющих наиболее ответственную роль в борьбе за существование, должно иметь громадное значение для техники и должно быть предметом особой дисциплины...» Со временем таная дисциплина появилась — бионина.

ПОМОЩЬ РЕОМЮРА

Зимой 1928 года мир облетела тревожная весть: дирижабль «Италия», на нотором экспедиция под руиоводством У. Нобиле пыталась достичь Северного полюса, потерпела аварию.

Первыми откликнулись на призыв о помощи советские люди. Пробить толстые льды к району аварии и спасти итальянцев мог тольио «Красин» — один из мощнейших ледоколов того времени. Но «Красин» нан раз в ту пору стоял на ремонте: на нем меняли обшивку, помятую льдами. Это была тяжелая работа. Рабочим приходилось вручную зубилами сбивать старые заклепки, чтобы снять листы.

Работа затягивалась. И тут судоремонтникам неожиданно пришел на помощь... Рене Антуан Реомюр. Помните градусник Реомюра? Большинству из нас ученый известен лишь нак изобретатель

спиртового градусника. Однако круг интересов французского естествоиспытателя был значительно шире. К примеру, он работал над получением новых сортов стекла, сплавов железа... Один из экспериментов привел к такому заключению: если в металл добавить иремний, он становится хрупким.

«А не попробовать ли нам...» — предложил ито-то из участников ремонта... Обыиновенный песок почти целином состоит из кремния. Заклепки стали обрабатывать раскаленным песком. Сбивать их стало легче. Работа пошла быстрее.

Вскоре «Красин» вышел в море.

37,