Техника - молодёжи 1973-04, страница 38• Наша дискуссия о методах научно-техниче ского творчества молодежи, начатая в предыдущем номере, открылась статьей о драматических перипетиях, сопровождающих рождение новых идей в процессе коллективного обсуждения. Секреты удачи творческих коллективов мы продолжаем обсуждать и сегодня. Ведь от рождения идеи до ее воплощения в конструкции ведет долгий и трудный путь. Корреспондент журнала Г. СМИРНОВ пригласил доктора технических наук, лауреата Ленинской и Государственных премий Николая Михайловича Синева принять участие в дискуссии и задал ему несколько вопросов. — Сейчас много пишут о необходимости широкого внедрения новых изобретений. Поскольку большинство изделий, выпускаемых промышленностью, есть плод конструкторского труда, хотелось бы знать, какое место занимает изобретательство в работе современного конструктора! — Главная цель конструктора — не изобретательство, а решение поставленной перед ним практической задачи. Если она удачно решается уже известными методами, если хорошо проверенные, апробированные опытом узлы и детали позволяют удовлетворить всем требованиям, то изобретательство ради изобретательства, новое ради нового может принести лишь вред. В конструкторской работе вовсе не нужно придумывать все заново. В ней надо изобретать только то, без чего нельзя решить задачу. Конструируя новый механизм, незачем делать по-своему все болты и гайки. Надо взять максимум уже освоенного производством и необходимый минимум вновь изобретенного. Я не хочу сказать, что болты и гайки нечто второстепенное, маловажное. Вовсе нет! Если новое качество будущей машины оказывается недостижимым с помощью обычных болтов и гаек, то эти, казалось бы, простые детали сами могут стать объектом изобретательского творчества. — Считаете ли вы, что конструктор должен брать авторские свидетельства на свои изобретения! — До 1953 года я не брал авторских свидетельств и даже считал это чем-то зазорным. Не пристало, мол, конструктору, работающему в коллективе, выпячивать себя. Но потом я понял, что поступал неправильно. Ведь всегда должен кто-то, как говорится, первым сказать «а». Потом в процессе работы к этому незатейливому, но существенному началу добавятся новые буквы и слоги. И вот, глядишь, идея уже заговорила вполне производственным языком. Важно все-таки, чтобы кто-то первым сказал «а». — Но обязательно ли главный конструктор должен быть изобретателем! Если нет, тогда в чем состоит его основная задача! — Первая обязанность главного конструктора — правильно поставить практическую задачу. Сколько блестящих технических идей погибло оттого, что их авторы не сумели правильно оценить масштаб трудностей, встающих на пути к реализации замысла! Искусство превращать новую идею в практическую задачу — это умение отделить выполнимое от того, что может лишь затормозить дело. Если бы, например, в 30—40-х годах от конструкторов потребовали бы турбореактивный двигатель с моторесурсом в несколько тысяч часов, никакой реактивной авиации не появилось бы. Успеха добились те, кто ограничился несколькими сотнями часов, ибо в технике надо уметь не столько прыгать, сколько ходить вверх по лестнице. Или другой пример. Конструкторы, которые 35 лет назад в погоне за высокой экономичностью взялись проектировать газовую турбину с начальной температурой 1500°С, лишь намучились с охлаждением лопаток и ничего не сделали. Зато те, которые разумно пошли на снижение коэффициента полезного действия и по низили начальную температуру до 700° С, создали знаменитые двигатели, положившие начало реактивной авиации. Вот какого сорта проблемы должен уметь решать главный конструктор. Искусство превращать идею в практическую задачу — редкий дар, ибо надо иметь большой опыт и много знать, чтобы увидеть трудности. Из ясного понимания задачи вытекает другая обязанность главного конструктора: он должен уметь работать с коллективом, уметь заражать людей своим пониманием и энтузиазмом, уметь поставить нужного человека на нужное место. — В какой степени успех дела зависит от работников, составляющих конструкторский коллектив! — Техника — это железная иерархия умов, знаний, интуиции, таланта. В нашем бюро было десять, ну двадцать конструкторов, работа которых определяла лицо коллектива. Убери их — и бюро окажется впотьмах. Каждый из них — дирижер в своем оркестре, человек, которому порой невозможно найти достойную замену. Такое созвездие конструкторов подбирается годами неустанного труда и творчества. Я всегда давал убедиться в этом тем рядовым работникам, которые считали, что им не дают развернуться на серьезном задании, не дают себя показать, а заставляют годами заниматься отработкой какого-нибудь одного узла. Я охотно поручал таким людям серьезное дело и требовал выполнения его в плановый срок. И чаще всего они сами убеждались в том, как трудно выполнить то, что со стороны казалось им простым и легкодостижимым. — Каковы взаимоотношения между конструкторским творчеством и наукой в современной технике! — Не берусь говорить за всех, сошлюсь лишь на личный опыт. В 30-х годах, занимаясь разработкой паровой турбины для авиации, мы тесно сотрудничали с учеными, известными специалистами по теплопередаче М. Кирпичевым и М. Михеевым. И это сотрудничество оказалось очень плодотворным. Я всегда стремился, опираясь на сильный коллектив экспериментаторов и расчетчиков, среди которых математики и физики играли ведущую роль, ставить работу конструктора на научную основу. — В чем вы видите особенность подхода конструктора к стоящим перед ним задачам! — В точности и реалистичности оценок. Я, например, не понимаю слов «лучше», «хуже», «недостаточно». Если лучше, то на сколько? Как это улучшение оценить, выразить цифрой? Стремление к точности свойственно, по-видимому, большинству конструкторов. Есть немало людей, желающих творить, но не желающих отвечать за свое творчество. Когда человек знает, что по его чертежу никто ничего делать не будет, он смело вписывает супермощные машины в суперминиатюрные габариты. Но если знаешь, что по чертежу предстоит работать, тогда не можешь брать размеры «с потолка». Все просчитываешь, семь раз себя проверяешь, прежде чем подпишешь чертеж. Образцом дисциплины технического воображения может служить творчество В. Шухова. Этот выдающийся инженер первым поставил задачу создания оптимальных конструкций — таких, в которых трудно что-нибудь изменить и которые требуют для своего воплощения минимальных затрат труда. Шухов создал своеобразную подставку для радиолуча — знаменитую башню на улице Шаболовке в Москве. Он же разработал метод сборки строительных сооружений из готовых деталей. Шухов работал в первой четверти нашего века. И хотя капитаны современной индустрии сталкиваются с неизмеримей более сложными задачами, в своих решениях они часто следуют великолепным приемам Шухова — конструктора и академика. 35 |