Техника - молодёжи 1976-11, страница 19СКрасниярскою моря тянуло ,, теплым влажным ветром. Ветер шуршал в густых, сплетенных вершинами кронах тополей, зьенел в лапах голубых елей, раскачивал тяжелые ве< ра сибиргких пальм. Свеоху. из висячих фруктовых садов, остро пахло лимонами и апельсинами — поче му то фантазия садоводов-любите-.ей не шла дальше субтропичегкой экзотики. Правда, кое-где из за оградительных решеток торчали перья морозостойких кокосов и фиников вперемежку с традициоинмми кос.ис-тчми раиетками и яблонями. Вот уже много лет Красноярск превращался в сплошную многоэтажную цитрусов)ю плантацию» Это ли не мечта о будущем Сибири, мечта светлая, соедш.енная с размышлениями о грядущем? Впрочем, в типична фантастической повести Вячеслава Назарова «Нарушитель», иоснящеивой к тому же космическим проблемам. довольно часто звучит голос человека, взволнованного завтрашним днем земли сибирской. Это. пожалуй, в равной мере относится ко многим проитве дениям сборника. Овьяна поэтическим духом сказка-фантазия «Луговая суббота» Геннадия Карпунина, на страницах которой встретились два мира — мир зеленых дубрав, звонких птичьих голосов, изумрудных лугов и мнр машин, роботов и вся че-ских затейливых механизмов И Вячеслав Назаров и Геннадий Карпу-нин — поэты, и ча страницах их произведений то и дело встречаются их поэтические автографы, чаще относящиеся к дыханию земли, к немолчному гулу дождей, к миру вечно молодой, вечно ж».вой природы, нежели к миру бесконечных и молчаливых космических пугтот. 1 сплым юмором отмечена повесть 1 еннадня Карпунииа, надо полагать, она не однажды вызовет епринуж-денную улыбку читателя. Быть может, им будет отмечена и сцена такого вот чаепития: «Тут пахнуло теплом, и снег на полях начал таять Вася увидел что-то знакомое, большое круглое, ярко» Это был самовар Вокруг него иа зеленой л>жайке расположилась пожарная команда Бойцы с веселыми крагными лицами пили из цветастых фарфоровы.. с мочечек крепкий ароматный чай Командир п<->-пр( жнему восседал на белом коне. И Вася заметил, что оба они и командир, и конь — тоже льют чай, выпячивая губы и шумно прихлебывая». « 'уть r сторонке Вася увидел писателя. Он в отличие от всех прочих пипивал не чай, а густой, как деготь, черный кофе Выпив чашку, писатель брал в руки гусиное перо и, не сходя с места, создавал очередное произведение» В повестях сибирских фантастов нередко сквозит искренняя тревога за человека, если только он вдруг теряет способность видеть мир в ею первозданном великолепии, обрастает паутиной косности, перестает ошу-ща(ь могучее течение жизни Повесть Карпунина — яркий тому пример. Вряд ли, конечно, сибирским фантастам следует культивировать лишь фантастику «на сибирской почве>-. Это ограничило бы возможности жанрь, сузило бы рэмки произведений. Ясно, что мно1ие из них стремятся к широким обобщениям, к понятию сокровенного смыгла научных достижений, к исследованию социально-психологических аспектов свершающегося, а также того, что поставлено в повегтку завтрашнего дня. Люди зауки — главные герои повести Сергея Павлова «Чердак ЛЮБОВЬ К ЗЕМЛЕ ЗЕПЕНЫЙ ПОЕЗД. Рассказы и повести сибирских фанчаитов. М., «Молодая гвардия», 1976. вселенной», отличающейся, пожалуй, традиционной трактовкой образов и коллизий Взаимосвязь времени и пространства, открытие новых физических эффектов, за! адки неисчерпаемой природы остаются у писателя .. а первом плане Но вместе с тем Сергей Павлов умело находит решения, соотнесенные и с духовным миром героев и персонажей, подбирает ключи к сферам этических и морально нравственных проблем. Многим рассказам Виктора Колу-наеьа свойствен лиризм, тяготение к сибирской действительности, стремление к одухотворению природного и рукотворного начал. составляющих два основных «химических элемента» сибирской фцнтаогки. представленной в сборнике. И как бы далеко от родной планеты ни бмли удалены герои его рассказа «Любово к земле», мы находим в нем поэзию непреходящих челов< ческнх ценностей. Не для того ли автору понадобилось дальнее космическое путешествие, чтобы еще раз подчеркнуть: прекрасна наша планета, благословен труд людей, бессмертны песни о земл е. Жизнерадостные, искрящиеся весельем -и юморсч рассказы «Конгресс» Бориса Лапина и :<Мешок снов» Юрия Самсоиова показывают читателю возможности фантастики, оперирующей атрибутами .юьседнев-ности фантастики, близкой к сегодняшней действительности. Приключенческая повесть Виктора Рожкова переносит нас в мир гор и ущелий, где заходящее солице покрывает «вершины гор светлой позолотой, щедро расгыпая срои лучи над хаосом ледников, островерхих скал, над каменистой долиной и иад буйным, неумолчным течением горных потоков,, где rhchi раду жная иодяиая пыль и ползут широкие полосы прозрачною бледно-розового тумана». Повесть так и называется «Плато черных деревьев». самим названием обгщая приключения, сопутствующие горным дорогам и ьере-в,1 ам. Довольно естестьен^о вписы "егся в сборник и рассказ Ь 1ико .ая Шагу-рина '^Возвращение «Звезчного охотника» с его умными киберами — ведь межпланетные экспедиции будущего и даже земной быт завтрашнего дня уже трудно себе пречетавить беч роботов и их создателей и наставников. Даже при очень развитом во-обр< жеиии Из предисловия к сборнику читатель узнает о творческом пути сибирских писателей-фантастов. Некоторые из них успешно работали в других жанрах и сравнительно недавно обратились к фантастике Другие испытали к эюму жанру любовь снача \а как читатели, занимаясь наукой техникой, затем взялись за перо, чюбы написать под заголовком своего первого произведения «Пау чно-фангастнчегкий рассказ». Своеобразным путеводителем для читателя, который пожелает подробно ознакомиться с творчеством сибирских фантастов, явится дорольно подробная библиография, составленная А. Оснповым В ней отражены не только значительные произведения, интересующие массового читателя жанра но и статьи, посвященные фантастике, критические обзоры и заметки Думается, что этот последний раздел сборника заинтересует тех. кто решит профессионально оценить возможности и достижения писателей Красноярска и эмека, I восибирска и Иркутска, Улан-Удэ и Канска, шеателей многих других городов Их мечта предваряет день грядущий. Г. ЗАЙЦСЗА, книговед-библиограф 17
|