Техника - молодёжи 1976-11, страница 38

Техника - молодёжи 1976-11, страница 38

общее его количество достигает 145 тыс. куб. м.

Не раз находки в пещерах привлекали к ним внимание археологов. Так, в пещере Подземных охотников на Урале были обнаружены три черепа и кости пещерных медведей, скелеты двух молодых пещерных медведей, черепа соболей, полный скелет лисицы и много других костей. Но самые интересные находки были сделаны в гроте Угольном. Под слоем песка в 8—15 см спелеологи нашли кусочки угля и большие куски обгорелого дерева. На древесных остатках сохранились следы ударов ■ какого-то весьма несовершенного орудия. Такие же следы ударов в виде борозд и проломов были обнаружены на черепах медведей. Наконец, был найден вкладышевый кремневый нож в костяной оправе, несколько вкладышей-лезвий, обломок другого орудия. Лезвие прочно держится в каком-то черном цементирующем ма1ериале, по-видимому, смоле.

Каждый из нас слышал о спелео-терапии. Сведения о ней восходят к седой древности. Археологи Италии в гротах некоторых пещер находят терракотовые вазы, которым более двух тысяч лет. Вряд ли древние брали в пещерах питьевую воду — она в достаточном количестве имелась и на земле. Вероятнее другое — вода пещер применялась как лекарство. Такое предположение подтверждают факты из истории других народов. Издавна брали в пещерах белый камень (сталактиты), толкли его в порошок и давали принимать людям с переломом руки или ноги. Лекарство действительно способствовало ускоренному заживлению, ведь человек принимал чистейший СаСОз.

Сейчас спелеотерапией пользуются во всем мире. Подземные клиники — пещера Клитерт в Вестфа-лии (ФРГ), Мамонтовая (США), Та-вас (Венгрия), знаменитые «Паровые бани Калиджеро» (Италия) и многие другие. Лечат в них в основном ревматизм, невралгию, болезни дыхательных путей, болезни кожи и болезни обмена.

Первая в Советском Союзе подземная клиника функционирует с 1968 года. Расположена она в соляных шахтах в Солотвине (Закарпатье) на глубине 206 м. Эта специализированная аллергологиче-ская клиника расширяется, осваиваются более глубокие горизонты.

Сеть подземных лечебниц как в Советском Союзе, так и за рубежом растет, и вклад спелеотерапии в борьбу за здоровье людей будет еще весомее.

Так что вопрос, поставленный в заголовке, чисто риторический — спелеология и спорт и наука!

ПОДЗЕМНЫЕ

РЕКОРДЫ

КИЕВЛЯН

АЛЕКСАНДР ЛОМАЕВ, кандидат геолого-минералогических наук, научный руководитель Киевской лаборатории спелеологических исследований (КиЛСИ),

АЛЕКСАНДР КЛИМЧУК, секретарь КиЛСИ

Долгое время мы зачитывались книгами француза Н, Кастера, венгра Л. Якуча, американца У. Холидея и др Десятки километров подземных лабиринтов, сотни метров спуска в шахты-пропасти казались нам сказочными достижениями. Ведь тогда наибольшие пещеры СССР, Кунгурская и Воронцовская, едва достигали 5 км в длину, а спуски в колодцы не превышали 100 м

И вдруг лавина необычайных успехов. Появились десятки новых исследователей — А. Крубер, А. Барков, Г. Максимович, Н. Гвоздецкий, и среди них украинские спелеологи — В. Дублянский, Б. Иванов, В. Радзиев-ский, М. Савич и многие другие. Энтузиасты увлекают за собою молодежь. Так было в Крыму, Тернополе. Так было и в Киеве.

При Киевском Дворце пионеров работал кружок юных спелеологов под руководством Валерия Рогожни-кова, беспредельно влюбленного в спелеологию. Прекрасный организатор и воспитатель за короткий срок сумел выпестовать целый отряд единомышленников, теперь уже ставших его коллегами. Его воспитанница Тамара Крапивникова в этом году была начальником экспедиции на Кырктау. Увлечение пещерами стало профессией самого Валерия, он на «отлично» защитил диплом инженера-геоморфолога по карсту Подо-лии.

Киевские спелеологи нашли новую форму работы. При Киевском клубе туристов на базе спелеосекции в 1971 году была организована лаборатория спелеологических исследований (КиЛСИ). Научное руководство осуществляет Институт геологических наук АН УССР и Киевский гос

университет. Не утрачивается связь со «спелеологическими питомниками» — Дворцом пионеров и детской туристской станцией. Были проведены первые выезды на Подолию (открыта замечательная пещера Атлантида), на Северную Двину, Донбасс, первые научно-спортивные конференции.

На Подолии же была обнаружена и исследована самая крупная в Советском Союзе пещера Оптимистическая — 107 км Вход в нее длинный и извилистый. Вползают в него ногами вперед и тащат за собой узкий мешок со снаряжением и продуктами — обычный рюкзак не проходит.

Но Украина стала уже тесной, спе-леоклубы работают не только в Киеве...

Еще в 1960 году профессор Н. Гвоздецкий опубликовал статью о карстовом плато Кырктау в Узбекистане. Это плато он назвал классическим примером карстового района. Украинские спелеологи поверили этому прогнозу, и первая же разведка в 1972 году подтвердила это. Плато, сложенное силурийскими и девонскими известняками и доломитами огромной мощности (до 2000 м), с поверхности напоминает соты. Тысячи воронок покрывают выровненные поверхности и скальные гребни. Под одним из обрывов около большой котловины, напоминающей стадион, в рядовой воронке В. Висневский, А. Климчук и другие откопали отверстие, бросили в него камень и... открыли карстовую шахту КиЛСИ. Она оправдала их надежды и стала рекордсменкой 1975 года (рекорды в спелеологии тоже быстро теперь обновляются). В 1972 году в нее удалось спуститься на 270 м. Пройти дальше не позволили недостаток снаряжения и общая неподготовленность группы к штурму таких глубин.

Год прошел в подготовке новой экспедиции. Август 1973 года принес большую удачу. Штурмовая группа в составе Т. Крапивниковой, В. Ро-гожникова и трех Александров — Климчука, Резникова и Храпова за четверо суток достигли глубины 540 м. На этой глубине спелеологов остановил крупноглыбовый завал, на первый взгляд полностью перегородивший ход. Да и силы группы были на пределе. Достигнутая глубина ставила шахту КиЛСИ на второе место в Советском Союзе среди природных шахт.

К экспедиции в августе 1975 года подготовка была особенно тщательная. Основной задачей было детальное исследование шахты КиЛСИ, ее топографическая и струк-турно-геологическая съемки.

36